Жорж-Пьер Сёра - Пор-ан-Бессен, внешняя гавань, отлив

Жорж-Пьер Сёра - Пор-ан-Бессен, внешняя гавань, отлив
Оригинальное название: Port-en-Bessin, l'avant-port, marée basse
Год создания: 1888
Месторасположение: Сент-Луисский художественный музей, Сент-Луис
Характеристики: холст, масло. 54.3 x 66.7 см
Лето 1888 года Сёра провел в Нормандии, возобновив практику в серии морских пейзажей. Пор-ан-Бессен был небольшой рыбацкой деревушкой и портом, который упоминался лишь вскользь в современных туристических путеводителях по Нормандии и северной Франции. Сёра создал шесть работ, изображающих внутренние бассейны Пор-ан-Бессена, внешнюю гавань, причалы, семафор, окружающее море и скалы, и, как и в серии "Онфлёр", на каждой картине Пор-ан-Бессена изображена часть более крупного объекта, которая видна по крайней мере на одной другой картине серии.

Порт частично состоял из двух длинных изогнутых причалов, которые создавали внешнюю гавань. Платформа рядом со входом в два внутренних бассейна, слегка выступающая во внешнюю гавань, называемая набережной Эпи, была местом расположения рыбного рынка, который изображен на двух картинах Сёра. Проход из внешней гавани в первый внутренний бассейн был пересечен небольшим вращающимся мостом, который также показан на двух полотнах Сёра. Художник занимал различные точки обзора внутри гавани в сторону моря, недалеко от входа в бассейны, глядя на запад, в сторону рыбного рынка и скал, либо с противоположной стороны, глядя на восток. На данном полотне Сёра поворачивается спиной к морю и изображает вход в бассейны в середине картины и часть восточного причала в крайнем левом углу. Художник уделяет особое внимание причалам, которые имели решающее значение для навигации в порту, а также служили прогулочными площадками, позволявшими любоваться окрестностями. Причалы также указывают на собственные прогулки Сёра и свидетельствуют о важности визуального взаимодействия для понимания окружающей среды.

Одним из центральных аспектов портов, который затрагивает взаимосвязь между временем и образами, являются приливы. В то время как две картины Сёра "Пор-ан-Бессен, прилив" и "Пор-ан-Бессен, внешняя гавань, отлив", непосредственно затрагивают тему циклов приливов, они фактически являются скрытым сюжетом многих морских пейзажей Сёра, поскольку диктуют движение судов в порт и обратно и структурируют сам ритм портовой жизни. На данном полотне, показывающем момент после отступления воды во время отлива, нижняя половина причала в крайнем левом углу работы, которая иногда погружается под воду, показана намного темнее, чем верхняя половина, которая всегда находится над водой. С помощью этих двух картин Сёра дает возможность признать и дополнить границы видимости и представления, каждая работа изображает то, чего нельзя увидеть в другой, и предлагает виды на сцену, которые происходят на протяжении дня.

Для этой картины Сёра расположился на самом дальнем конце западного причала, выступающего на переднем плане. Слева находится край другого причала. На переднем плане выступает вперед мачта парусника, которая в остальном скрыта от взгляда зрителя. На заднем плане изображены обнаженные скалы и лодка, накренившаяся на бок, ожидающая прилива, чтобы быть спущенной на воду. Приподнятый парус отмечает проход между двумя причалами. Во время отлива обнажаются песчаные отмели, а за ними - стены портовых причалов. Ближе к воде преобладают насыщенные синие, зеленые и красные тона, в середине, где заметна морская растительность, - зеленые и голубые, а ближе к вершине - синие, лавандовые и оранжево-коричневые. Справа находится узкий вход во внутреннюю гавань, которая так плотно окружена зданиями, что только корабельные мачты указывают на ее местоположение. На горизонте мирно расположились уютные дома шиферно-серого цвета и зеленые холмы.

Цветовая гамма от основания набережных до вершин холмов - одна из самых необычных работ этого лета в творчестве Сёра. Можно насчитать более тридцати оттенков, охватывающих весь спектр: фиолетовый, красный, синий, зеленый, желтый и оранжевый. При взгляде издалека яркие цвета, такие как красный и зеленый, растворяются в пастельных тонах, и атмосфера картины кажется спокойной и статичной.