Фредерик Базиль - Лежащая обнаженная
Оригинальное название: Étude de nu
Год создания: 1864
Год создания: 1864
Месторасположение: Музей Фабра, Монпелье
Характеристики: холст, масло. 70.5 x 190.5 см
Характеристики: холст, масло. 70.5 x 190.5 см
Картина "Лежащая обнаженная" была написана летом 1864 года и стала одной из первых больших работ Базиля. В июле этого года он проваливает экзамен и фактически бросает учебу в медицинском училище, чтобы полностью заняться живописью. Вскоре после поездки с Моне в Нормандию Базиль приступает к "Лежащей обнаженной", чтобы завершить картину до своего возвращения в Монпелье в августе. В письмах своим родителям он неоднократно упоминает, что должен отложить дату своей поездки в Монпелье из-за возникших сложностей с завершением "Обнаженной". Возможно, что картина предназначалась его родителям в качестве демонстрации серьезной приверженности к живописи в тот момент, когда он забросил свои занятия по медицине. Выбор темы ню для подобной цели может удивить, однако родители Базиля конечно же не были художественными ханжами и хорошо знали своего соотечественника Кабанеля, чье полотно "Рождение Венеры" было столь же откровенным. К тому времени картина уже была хорошо известна, получив главный приз в Салоне 1863 года и обратив на себя внимание Наполеона III. Хорошо известно, что Базиль презирал Кабанеля, и это могло стать причиной его отказа от мифологической или исторической формы. Даже взгляд обнаженной модели устремлен в сторону от наблюдателя. Девушка лежит на спине отвернувшись от зрителя, ее ноги скрещены, кусок материи наброшен на бедра, чтобы сохранить хоть каплю скромности. Интересно, что на предварительном наброске к этой работе Базиль изобразил женщину абсолютно обнаженной. Источником вдохновения для автора могли служить две работы: картина семнадцатого века "Юная мученица" Гвидо Каньяччи, хранящаяся в музее Фабра с 1852 года, и набросок обнаженной вакханки, который Базиль мог видеть в мастерской своего учителя Шарля Глейра. Антураж с тканью, подушкой и туфлей можно с некоторой натяжкой интерпретировать, как незначительное заимствование из "Алжирских женщин" Делакруа. В то же время картина является доказательством огромной неоднородности скромного творчества Базиля. В работах его молодых коллег нет ничего подобного. Лишь у Кайботта в его ранних произведениях можно найти откровенное ню, но это произошло почти десять лет спустя.