Гюстав Кайботт - Парижская улица в дождливую погоду
Оригинальное название: Paris Street; Rainy Day
Год создания: 1877
Год создания: 1877
Месторасположение: Чикагский институт искусств, Чикаго
Характеристики: холст, масло. 212.2 x 276.2 см
Характеристики: холст, масло. 212.2 x 276.2 см
Полотно "Парижская улица в дождливую погоду", пожалуй, одна из самых узнаваемых картин XIX века, на которой изображен интригующий вид менее оптимистичной стороны Парижа. По этой работе понятно, что стиль Кайботта не характерен для импрессионизма. Упор на скорость и энергию города здесь заменены на тревожное спокойствие. Художник выражает увеличение социальной напряженности, вызванное быстрой "Османизацией" Парижа, которая проходила в течение его жизни в результате социальных и классовых различий. Хоть стиль Кайботта отличается от работ художников-импрессионистов, но Гюстав следует многим правилам и характеристикам этого направления. Его интерес в представлении света наиболее виден в тенях, в камне мостовой. Камни состоят из нескольких различных цветов, которые, объединяясь, создают серый оттенок. Реконструкция Парижа была направлена на расширение улиц, что позволило бы капитализму лучше развиваться. Город был большой, но люди эмоционально отдалялись друг от друга, появилось понятие "одиночество в толпе". На картине художник так расположил фигуры, чтобы подчеркнуть социальную напряженность. Изображенная площадь - это перекресток возле вокзала Сен-Лазар в богатом районе около собственного дома Кайботта. Вопреки изображению, это не особо большое пространство, художник увеличил размеры площади как метафору возрастающей эмоциональной и социальной дистанции между людьми. Строительные леса в отдалении улицы говорят, что город еще продолжает меняться. Фонарный столб в центре разделяет картину на две части. Каждая из фигур кажется потерянной или находящейся в ловушке своего собственного мира. Даже мужчина и женщина, идущие под руку на переднем плане, не смотрят друг на друга, между ними не чувствуется связи. Люди, идущие по тротуару, не проявляют интереса к окружающим, зонтики еще более подчеркивают отгороженность и замкнутость фигур. Картина в целом проникнута чувством неловкости. Кайботт использовал всю свою деликатность и мастерство, чтобы создать потрясающее изображение человека без взаимоотношений, которое блестяще отражает настроение своего времени.