Мэри Кассат - В театре

Мэри Кассат - В театре
Оригинальное название: At the Theatre (Lydia Leaning on Her Arms, Seated in a Loge)
Год создания: около 1879
Месторасположение: Музей искусства Нельсон-Эткинс, Канзас-Сити
Характеристики: бумага, пастель. 55.4 x 46 см
Кассат изобразила современную женщину, придав ей элегантность и красоту. Гламур, модные костюмы, изысканно подобранная обстановка служили созданию идеи, которая воспринималась как чрезвычайно современная. Она рисовала женщин из формирующегося среднего и высшего класса, занимающихся досугом, например, посещающих театр. Из-за этого ее считают реалисткой, поскольку она изображала женщин в повседневной жизни, занятых работой или наслаждающихся отдыхом. То, как она показывала женщину из рабочего класса в материнской заботе или личном беспокойстве, вписывается в рамки этих рассказов. Будучи художницей-жанристом, она могла воспроизводить сцены повседневной жизни, домашней обстановки и вечеринок, которые Кассат романтизировала, чтобы создать неземную атмосферу чудес вокруг женщин, которых она рисовала.

Данная картина также известна как "Лидия, опирающаяся на руки, сидящая в ложе". На полотне изображен портрет рыжеволосой женщины в желтом платье с декольте, наклонившейся вперед на локтях и сложившей руки на колени. Она сидит в красном кресле, ее отражение видно в зеркале позади нее. Зеркало отражает темную комнату, хотя сверкающая люстра ярко светит в левом верхнем углу. Картина показывает взгляд на современную женщину. Эта поза могла быть заимствована из "Портрета Мэри Кассат" Дега, находящегося сейчас в коллекции Национальной портретной галереи в США, на котором изображена наклонившаяся вперед Кассат с тремя визитными карточками.

Существуют предположения о личности женщины, изображенной на этой пастели Мэри Кассат, созданной через два года после того, как семья молодой художницы обосновалась в Париже. Сестра Лидия, предполагаемый персонаж этой картины, переехала в Париж за несколько лет до приезда их родителей для сопровождения Мэри. Однако от картины к картине она меняется. Сначала она изображена брюнеткой с челкой и нахмуренным лицом, затем рыжеватой блондинкой с выжидательным выражением на лице и, наконец, пожилой старой девой с тугими светло-каштановыми кудрями. Так как же на самом деле выглядела сестра Мэри Кассат? Возможно, ответ кроется в последнем портрете сестры, написанном Кассат перед смертью Лидии. Картина "Лидия за ткацким станком", написанная в 1881 году, иллюстрирует болезненную, измученную женщину, склонившуюся над своей работой с почти отчаянной сосредоточенностью. Возможно, Лидия, зная, что ей суждено умереть, хотела создать как можно больше, прежде чем покинуть сестру. У нее не было такого таланта к живописи, как у ее сестры, и она никак не могла сосредоточиться на своей работе.

Лидия страдала от болезни почек. Мэри, скорее всего, видела, как ее сестра умирала медленно и мучительно в начале своей карьеры художника. Симптомы, возможно, проявились еще в 1879 году, когда была создана данная картина. Вероятно, Мэри использовала модель целенаправленно. Женщина выглядит счастливой, выжидающей и совершенно непринужденной. Окруженная тесными рамками театральной ложи, Лидия выходит на свет, чтобы быть замеченной, вместо того чтобы прятаться в тени. Мэри могла бы показать миру Лидию, которую она знала до начала болезни. Используя модель, которая передала не форму Лидии, а ее дух, Мэри отдает дань уважения своей сестре единственным известным ей способом.

Кассат использовала театр, чтобы поместить своих героев в социальную среду, не отказываясь при этом от близкой точки зрения. Есть мнение, что художница заставляла своих натурщиц выглядеть отвлеченными и слегка меланхоличными, что нравилось некоторым, но не всем ее клиентам. Своих героев художница показывала загадочными и вызывающими, поглощенными личными заботами, а на этом портрете, возможно, даже таящими в себе горькие размышления.

Эта пастель вполне может быть картиной, которой восхищался влиятельный критик Йорис-Карл Гюисманс на Пятой выставке импрессионистов: "очаровательная картина рыжеволосой женщины, одетой в желтое, со спиной, отражающейся в зеркале на фиолетовом фоне оперной ложи". Картины Кассат можно считать феминистскими работами. Это показывает, что "возрасты женщины": младенчество, детство, юность, совершеннолетие, взрослая жизнь и материнство, зрелость и старость - являются преобладающей темой в каждом из ее произведений. Платья, которые она использует для одежды своих моделей, являются эмблемой женственности, которая является настоящим предметом самой картины.