Эдгар Дега - Хлопковая контора Нового Орлеана

Эдгар Дега - Хлопковая контора Нового Орлеана
Оригинальное название: Le Bureau de coton à La Nouvelle-Orléans
Год создания: 1873
Месторасположение: Художественный музей По, По
Характеристики: холст, масло. 73 x 92 см
Картина "Хлопковая контора Нового Орлеана", также известная как "Портреты в офисе", стала первой работой Дега, вошедшей в публичную коллекцию. Благодаря инициативе Альфонса Черфилса в 1878 году полотно было приобретено для художественного музея По его куратором за 2000 франков. До этого художник предпринимал несколько безуспешных попыток продать картину, несмотря на ее теплый прием на второй выставке импрессионистов, состоявшийся двумя годами ранее. Действительно, "Портреты в офисе" отличались не только от остальных экспонируемых работ, но и от других произведений Дега, благодаря своей реалистичности и затронутой теме работы мануфактуры. История картины начинается в конце 1872 года, когда Дега решает навестить своих родственников, осевших в Новом Свете. Сделав несколько неудачных портретов в условиях плохого освещения, художник нашел весьма удачной идею нарисовать интерьер офиса по продаже хлопка. Часть персонажей картины легко узнаваема. Пожилой мужчина на переднем плане, внимательно проверяющий образец, является Мишелем Муссоном, дядей Дега по матери. За ним расположились два его зятя: Рене, брат художника, читает местную ежедневную газету, и Уильям Белл, сидящий на краю стола и изображенный в профиль. Слева, скрестив ноги и прислонившись к прилавку, стоит Ашиль Дега, другой брат художника. Справа, уткнувшись носом в толстый реестр, разместился кассир Джон Ливадай. Мужчина в бежевом пальто, взгромоздившийся на стул за Рене Дега, это Джеймс Престидж, партнер Мишеля Муссона. Художник вновь возвращается к формуле, которую он впервые использовал тремя годами ранее в картине "Оркестр в Опере", задействовав групповой портрет: с Мишелем Муссоном здесь, и Дезире Дихау на переднем плане там. Однако, стремясь внести американский "колорит" в картину и показать интенсивную деятельность толпы брокеров и торговцев хлопком в рамках типичного офиса Нового Света, Дега делает акцент на сильном контрасте между черными костюмами служащих и белым цветом рубашек, бумаг и, особенно, хлопка. Это различие подчеркивается на мягком фоне бледно-зеленых стен, потолка и розового дерева. Пол имеет более яркий оттенок, а несколько оживляющих штрихов чудесного натюрморта справа (бумаги в корзине, литеры и регистры на столе) разбавляют преобладание черного и белого в центральной части картины. В композиции нет ничего случайного, а приподнятая перспектива позволила расширить довольно тесные границы офиса, чтобы вместить четырнадцать человек за различной работой, не слишком их тесня. Таким образом, художник представил эффективно чистый и четкий образ семейного бизнеса, суетливый, но упорядоченный, подкрепленный ровной глянцевой поверхностью краски и точным принципам голландской живописи. Присутствие в офисе Ашиля и Рене, абсолютно бездеятельных среди их трудолюбивых американских друзей, непрозрачно намекает на парижскую беззаботность и щегольство.