Эдгар Дега - Абсент
Оригинальное название: L'absinthe
Год создания: 1875-1876
Год создания: 1875-1876
Месторасположение: Музей Орсе, Париж
Характеристики: холст, масло. 92 x 68.5 см
Характеристики: холст, масло. 92 x 68.5 см
Несмотря на то, что живопись Дега показывает некоторые черты импрессионизма и он участвовал в семи из восьми выставок импрессионистов в Париже с 1874 по 1886 годы, художник никогда не был преданным членом группы импрессионистов. Он не интересовался пейзажами на открытом воздухе, предпочитая сосредотачиваться на человеческой фигуре, в основном, женских формах от рабочего класса, обнаженных за их туалетом до балетных танцовщиц. Данное направление в живописи Дега брало истоки у Луи Ламота, бывшего ученика неоклассицизма Энгра, и у старых мастеров в Лувре. Несмотря на почтение к академическому искусству, Дега был решительно модернистским как в композиции, так и в выборе сюжета, и создал несколько величайших жанровых картин своего времени.
На картине "Абсент" изображена пара, сидящая бок о бок в кафе и выглядящая сильно потрепанной после долгой ночи. Женщина устремила тяжелый взгляд в пространство, ее плечи опущены, на столе перед ней стоит бледно-зеленый бокал абсента. Одета дама модно, но недорого в кремовую блузку с оборками на шее и шляпку, сидящую почти вертикально на ее рыжих волосах. Рыжие волосы в конце XVIII века часто использовали для обозначения проститутки. Ее грязно-белые туфли с бантами, выглядящие потертыми, дополняют образ опустившейся женщины. Ее угрюмый спутник смотрит куда-то в сторону, изо рта у него торчит трубка, уродливая шляпа надвинута на непослушные волосы, руки покоятся на мраморном столе. Стакан мужчины наполнен коричневой жидкостью, возможно, мазаграном, холодным кофейным напитком и средством от похмелья.
Изображенное кафе "Новые Афины", расположенное на улице Пигаль, было одним из самых посещаемых современными художниками и интеллектуальной богемой. Два персонажа на картине - не анонимные пьяницы, а друзья Мане и Дега, согласившиеся позировать для Эдгара. Женщину, красивую и стройную, смоделировала Эллен Андре, актриса, которая была популярной моделью для Ренуара и Дега, появляясь в многочисленных работах, в том числе в "Завтраке гребцов" в 1881 году и в "Сливовице" в 1877 году. Марселен Дебутен, художник, гравер и друг Дега, позировал для образа ее неряшливого собутыльника. Между парой нет никаких взаимоотношений, только сплошная стена, оба находятся в собственных отдельных мирах, и, возможно, алкоголь - их единственная общая черта. Композиция получилась настолько реалистичной, что бросала тень на репутацию как Марселена Дебутена, так и Эллен Андре. Это заставило Дега публично заявить, что они не были алкоголиками. Картина напоминает атмосферу произведения Эмиля Золя "Западня", опубликованного в 1877 году, и можно предположить, что полотно вдохновило писателя на создание романа.
Вся композиция не выровнена и имеет диагональное строение. Фигуры не обращены лицом к зрителю, а расположены вдоль поднимающейся наклонной линии. Они отделены от зрителя рядом столиков из белого мрамора, заполняющих весь передний план. На них размещено несколько предметов: две свернутые газеты, спичечный коробок, графин и стакан абсента. При создании картины Дега отрезал трубку и руку мужчины, создавая впечатление снимка, сделанного наблюдателем за соседним столиком. Но это представление обманчиво, потому что картина была тщательно проработана в студии, а не в кафе. Палитра приглушенных серых и мягких землистых тонов наводит на мысль о затхлости воздуха и меланхолии. Всепроникающее цветовое настроение, в котором различные черные оттенки сочетаются с кремово-белыми, бледно-желтыми и полупрозрачными зелеными сильно подчеркивают название картины, создавая слегка бредовое цветовое усиление.
Картина имеет мощный психологический аспект. Два главных героя, расположенные рядом, находятся в атмосфере изоляции и отчаяния. Эту работу можно трактовать как изображение ошеломляющих проблем, связанных с абсентом, вредным напитком, который позже был запрещен. Произведение является исследованием человеческой деградации, мужской и женской, представленное с необычайной проницательностью и изобразительным мастерством, а также внешних и видимых признаков разложения общества, которые характерны для современной живописи.
"Абсент", первоначально названный "В кафе", впервые был показан на второй выставке импрессионистов в 1876 году, которая состоялась в галерее арт-дилера Поля Дюран-Рюэля на улице Ле Пелетье 11. Реакция критиков была неоднозначна: одни назвали картину отвратительной, другие нашли в ней ценное социологическое исследование. В 1893 году полотно снова было показано в лондонской галерее Графтон, где его критиковали за оскорбление морали. В мае 1893 года эту работу купил за 21 000 франков граф Исаак де Камондо, который завещал ее Лувру в 1908 году.
На картине "Абсент" изображена пара, сидящая бок о бок в кафе и выглядящая сильно потрепанной после долгой ночи. Женщина устремила тяжелый взгляд в пространство, ее плечи опущены, на столе перед ней стоит бледно-зеленый бокал абсента. Одета дама модно, но недорого в кремовую блузку с оборками на шее и шляпку, сидящую почти вертикально на ее рыжих волосах. Рыжие волосы в конце XVIII века часто использовали для обозначения проститутки. Ее грязно-белые туфли с бантами, выглядящие потертыми, дополняют образ опустившейся женщины. Ее угрюмый спутник смотрит куда-то в сторону, изо рта у него торчит трубка, уродливая шляпа надвинута на непослушные волосы, руки покоятся на мраморном столе. Стакан мужчины наполнен коричневой жидкостью, возможно, мазаграном, холодным кофейным напитком и средством от похмелья.
Изображенное кафе "Новые Афины", расположенное на улице Пигаль, было одним из самых посещаемых современными художниками и интеллектуальной богемой. Два персонажа на картине - не анонимные пьяницы, а друзья Мане и Дега, согласившиеся позировать для Эдгара. Женщину, красивую и стройную, смоделировала Эллен Андре, актриса, которая была популярной моделью для Ренуара и Дега, появляясь в многочисленных работах, в том числе в "Завтраке гребцов" в 1881 году и в "Сливовице" в 1877 году. Марселен Дебутен, художник, гравер и друг Дега, позировал для образа ее неряшливого собутыльника. Между парой нет никаких взаимоотношений, только сплошная стена, оба находятся в собственных отдельных мирах, и, возможно, алкоголь - их единственная общая черта. Композиция получилась настолько реалистичной, что бросала тень на репутацию как Марселена Дебутена, так и Эллен Андре. Это заставило Дега публично заявить, что они не были алкоголиками. Картина напоминает атмосферу произведения Эмиля Золя "Западня", опубликованного в 1877 году, и можно предположить, что полотно вдохновило писателя на создание романа.
Вся композиция не выровнена и имеет диагональное строение. Фигуры не обращены лицом к зрителю, а расположены вдоль поднимающейся наклонной линии. Они отделены от зрителя рядом столиков из белого мрамора, заполняющих весь передний план. На них размещено несколько предметов: две свернутые газеты, спичечный коробок, графин и стакан абсента. При создании картины Дега отрезал трубку и руку мужчины, создавая впечатление снимка, сделанного наблюдателем за соседним столиком. Но это представление обманчиво, потому что картина была тщательно проработана в студии, а не в кафе. Палитра приглушенных серых и мягких землистых тонов наводит на мысль о затхлости воздуха и меланхолии. Всепроникающее цветовое настроение, в котором различные черные оттенки сочетаются с кремово-белыми, бледно-желтыми и полупрозрачными зелеными сильно подчеркивают название картины, создавая слегка бредовое цветовое усиление.
Картина имеет мощный психологический аспект. Два главных героя, расположенные рядом, находятся в атмосфере изоляции и отчаяния. Эту работу можно трактовать как изображение ошеломляющих проблем, связанных с абсентом, вредным напитком, который позже был запрещен. Произведение является исследованием человеческой деградации, мужской и женской, представленное с необычайной проницательностью и изобразительным мастерством, а также внешних и видимых признаков разложения общества, которые характерны для современной живописи.
"Абсент", первоначально названный "В кафе", впервые был показан на второй выставке импрессионистов в 1876 году, которая состоялась в галерее арт-дилера Поля Дюран-Рюэля на улице Ле Пелетье 11. Реакция критиков была неоднозначна: одни назвали картину отвратительной, другие нашли в ней ценное социологическое исследование. В 1893 году полотно снова было показано в лондонской галерее Графтон, где его критиковали за оскорбление морали. В мае 1893 года эту работу купил за 21 000 франков граф Исаак де Камондо, который завещал ее Лувру в 1908 году.