Эдгар Дега - Желтые танцовщицы (за кулисами)
Оригинальное название: Danseuses jaunes (dans les ailes)
Год создания: между 1874 - 1876
Год создания: между 1874 - 1876
Месторасположение: Чикагский институт искусств, Чикаго
Характеристики: холст, масло. 73.5 x 59.5 см
Характеристики: холст, масло. 73.5 x 59.5 см
Примерно половина всего объема произведений живописи и пастели Эдгара Дега приходится на танцовщиц. Возможно, он усмотрел параллель между их искусством, в котором точные, требовательные движения кажутся легкими и изящными, и своим собственным. Рассматривая танцовщицу в покое, на репетиции, за кулисами и на сцене, он принял почти документальный подход к этой теме. При этом художник часто использовал нетрадиционные точки обзора - в кулисах и из кулис, глядя вниз на сцену из оперной ложи или вверх из оркестровой ямы. Среди двадцати четырех работ, показанных Дега на второй выставке импрессионистов в 1876 году, было несколько балетных сцен, в том числе и "Желтые танцовщицы (за кулисами)".
Дега нарисовал "Желтых танцовщиц" быстро и уверенно, точно нанося краску и почти ничего не меняя после ее высыхания. На переднем плане этой радикальной композиции изображены три прихорашивающиеся балерины. Поглощенные задачей подгонки своих костюмов, они купаются в свете, который, кажется, просачивается сквозь золотистую кисею. Их пышные формы повторяют изгибы плоской сцены позади них; за этим искусственным барьером зритель видит икры и ступни множества других танцовщиц. Такие неожиданные сочетания, обрезанные формы и двумерные узоры — это приемы, которые Дега перенял у японских гравюр на дереве, усиливают ощущение непосредственности.
Увлечение Дега танцовщицами носило не только формальный, но и социальный характер: в своих работах он часто ссылался на закулисные взаимоотношения, происходившие между исполнительницами и их кавалерами-покровителями. Таким образом, прихорашивание женщин было предназначено не только для театралов, купивших билеты, но и для другой публики, в данном случае — для самого художника и зрителей картины.
Дега нарисовал "Желтых танцовщиц" быстро и уверенно, точно нанося краску и почти ничего не меняя после ее высыхания. На переднем плане этой радикальной композиции изображены три прихорашивающиеся балерины. Поглощенные задачей подгонки своих костюмов, они купаются в свете, который, кажется, просачивается сквозь золотистую кисею. Их пышные формы повторяют изгибы плоской сцены позади них; за этим искусственным барьером зритель видит икры и ступни множества других танцовщиц. Такие неожиданные сочетания, обрезанные формы и двумерные узоры — это приемы, которые Дега перенял у японских гравюр на дереве, усиливают ощущение непосредственности.
Увлечение Дега танцовщицами носило не только формальный, но и социальный характер: в своих работах он часто ссылался на закулисные взаимоотношения, происходившие между исполнительницами и их кавалерами-покровителями. Таким образом, прихорашивание женщин было предназначено не только для театралов, купивших билеты, но и для другой публики, в данном случае — для самого художника и зрителей картины.
Etsitkö loistavaa lahjaa lapselle?