Поль Гоген - Улица в Они

Поль Гоген - Улица в Они
Оригинальное название: Route à l'entrée d'Osny
Год создания: 1882-1883
Месторасположение: Музей изящных искусств, Бостон
Характеристики: холст, масло. 60 x 72.7 см
Поль Гоген - французский художник-постимпрессионист. Не оцененный до самой смерти, Гоген теперь известен своим экспериментальным использованием цвета и синтетическим стилем, которые явно отличались от импрессионизма. Ближе к концу своей жизни он провел десять лет во Французской Полинезии, и на большинстве его картин этого времени изображены люди или пейзажи региона. Гоген был важной фигурой в движении символистов как художник, скульптор, гравер, керамист и писатель. Его выражение внутреннего смысла сюжетов в картинах под влиянием уплощенной трактовки пространства проложило путь к примитивизму и возвращению к пасторали. Он также был влиятельным сторонником гравюры по дереву как вида искусства.

Начиная с середины 1870-х годов, когда он еще был художником-любителем, Гоген проводил много времени с импрессионистами, выставляясь вместе с ними и коллекционируя их картины. Совместная работа Гогена с Писсарро и Сезанном в Понтуазе в 1881 году, а затем тесное сотрудничество с Писсарро в 1883 году, во время которого два художника работали над одними и теми же мотивами в деревне Они, недалеко от Понтуаза, привели Гогена к пониманию его собственных возможностей. Он приобрел уверенность в том, что сможет превзойти мастеров, которыми восхищался. Это побудило его в 1883 году, без ведома его жены, которая в то время ждала пятого ребенка, отказаться от своей профессии биржевого маклера, чтобы полностью посвятить себя живописи. Чтобы сократить расходы большой семьи, они переехали в Руан в 1884 году.

В 1883 году Поль Гоген останавливался в Они с 15 июня по 5 июля в доме своего друга Камиля Писсарро. В этот период он изобразил на своих полотнах несколько живописных мест населенного пункта: въезд в деревню, старые фермы, дороги в Они и Ла-Виозне. Данное импрессионистское полотно проселочной дороги с домами очень близко к работам Они других художников. Изображение Гогеном сельской местности без излишеств демонстрирует его представление о современности. Поля и сады на заднем плане почти незаметно сливаются с обрабатываемыми участками, предназначенными для жилья. Сосредоточив внимание на центре полотна, Гоген создает окрашенную поверхность, выполненную яркими мазками, где глубина и пространственная перспектива сливаются в единую плоскость, состоящую из горизонтальных полос, наложенных друг на друга. Он рисует сельские сцены, представленные плотным лоскутным одеялом огороженных полей, лугов, пахотных земель, окаймленные живой изгородью и холмами, которые ломает тонкая тропинка или дорожка.

На этой картине изображена дорога в сторону небольшой деревни Они, где выращивали пшеницу, расположенной к северо-западу от Парижа, недалеко от Понтуаза. Широкая дорога на переднем плане словно приглашает зрителя войти в деревню, при входе в которую выстроились дома с ломаным ритмом крыш. Внизу мельница Пон-де-Пьер или Гранд Мулен и ее хозяйственные постройки. В правой части находится ферма Фриш, но она здесь невидима. Вдоль дороги растут высокие деревья и кустарники, сквозь густую листву которых проглядывают крыши домов. На заднем плане простираются зеленые поля. На картине нет ни признаков энергичной индустриализации, ни ее противоположности - сельского хозяйства. На дороге изображены два человека, один пеший, другой в повозке, но Гоген всеми силами старался свести их присутствие к минимуму, рисуя один или два цветовых мазка, достаточно широких, чтобы создать впечатление присутствия людей. Художник стремился внести визуальную ясность в запутанную паутину природных и архитектурных форм.

Живые цвета, мелкие мазки и скромный сюжет этого деревенского вида отражают влияние Писсарро, с которым Гоген работал в 1882 и 1883 годах в Понтуазе и Они. То, как Гоген направленно группирует мазки краски и сжимает пространственный средний план, демонстрирует его знакомство с методами работ Сезанна. Согласно информации, предоставленной госпожой Писсарро, Гоген подарил картину Писсарро во время его пребывания в Понтуазе летом 1883 года.