Поль Гоген - Этюд с обнаженной
Оригинальное название: Étude de nu
Год создания: 1880
Год создания: 1880
Месторасположение: Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген
Характеристики: холст, масло. 114.5 x 79.5 см
Характеристики: холст, масло. 114.5 x 79.5 см
Картина "Этюд с обнаженной" была написана в начале карьеры Гогена как художника, когда он все еще сочетал увлечение живописью со своей профессией биржевого маклера, часто посещая круги импрессионистов. На холсте изображена молодая обнаженная женщина, занятая починкой одежды. Сцена разворачивается в спальне, где женщина сидит на неубранной кровати у лиловой стены, украшенной мандолиной и гобеленом, часто появляющимися на полотнах художника. Хотя лицо женщины говорит о том, что она привлекательна, ее тело дряблое, непропорционально грушевидное и намеренно уродливое. Свет исходит справа, из окна за спиной женщины, оставляя полутени на лице и груди. Игра света и тени подчеркивает интимный характер сцены, но необъяснима с позиции шитья в полумраке.
Первоначально названная "Этюдом с обнаженной", картина получила свое второе название "Сюзанна за шитьем" после того, как Гоген упомянул ее в письме под этим именем. По словам его дочери Полы Гоген, моделью была ее няня и служанка Жюстин. Однако из письма Гогена к Писсарро можно сделать вывод, что это профессиональная модель. Изображение обнаженной женщины за шитьем лишено как эротического, так и идеализированного оттенка. Тяжелая плоть женщины вместе с ее повседневной работой разделяют реалистичный взгляд Дега, в то время как качество натюрморта и общая концепция картины предполагают подход Мане. Тонкая кисть с нюансами цветовой гаммы, а также синие и зеленые тени на коже женщины напоминают Ренуара и еще больше Писсарро. Также картину можно рассматривать как дань Гогена одному из его любимых художников, Жану Огюсту Энгру, на чью "Купальщицу Вальпинсона" он ссылается. Ранее Гоген уже рисовал свою жену Метте, шьющую в домашней обстановке, но Сюзанна - первая обнаженная Гогена. Сцена написана намеренно случайно, словно подсмотрена из открытой двери. С точки зрения замысла и исполнения это разрыв с предыдущими работами, а также нечто новое в жанре обнаженной эротики для современников. Однако Гоген не продолжил изучение нового стиля, а увлекса движением импрессионистов.
Публика сочла работу провокационной при ее первом появлении на шестой выставке импрессионистов в 1881 году. Нагота модели объяснялась тем, что она шила свою рубашку, а ее пропорции - беременностью. Критики были недовольны тем, как Гоген связал традиционное исследование обнаженной натуры со сценой из повседневной жизни. Но для Жориса-Карла Гюисманса это было "представлением женщины нашего времени". Он отметил, что это - реализм, которого не мог достичь ни один из его современников, и сравнил работу с обнаженными Рембрандта, высоко оценив смелость Гогена за альтернативный академическому взгляд на привычный жанр искусства. Для Гогена это стало большим успехом, но он ответил, что Гюисманс ничего не понимает в живописи, поскольку ему было важно просто выразить опыт, а не показать модель идеальной красоты или впечатлить буржуазию своей смелостью. Несмотря на влияние картины на выставке импрессионистов, Гоген не смог ее продать. Его жена Метте отказалась повесить картину в их доме. Однако, когда Гоген покинул свою семью в Копенгагене, картина оставалась у нее до тех пор, пока в 1892 году не была продана датскому художнику Теодору Филипсену. Находясь в тот момент на Таити и узнав об этом, Гоген иронично заметил: "В Дании уйма дураков, которые верят газетам, поэтому теперь они считают, что у меня есть талант. По этой причине датский художник потратил девятьсот франков, чтобы стать владельцем этюда с обнаженной (того самого, о котором говорил Гюисманс)".
Первоначально названная "Этюдом с обнаженной", картина получила свое второе название "Сюзанна за шитьем" после того, как Гоген упомянул ее в письме под этим именем. По словам его дочери Полы Гоген, моделью была ее няня и служанка Жюстин. Однако из письма Гогена к Писсарро можно сделать вывод, что это профессиональная модель. Изображение обнаженной женщины за шитьем лишено как эротического, так и идеализированного оттенка. Тяжелая плоть женщины вместе с ее повседневной работой разделяют реалистичный взгляд Дега, в то время как качество натюрморта и общая концепция картины предполагают подход Мане. Тонкая кисть с нюансами цветовой гаммы, а также синие и зеленые тени на коже женщины напоминают Ренуара и еще больше Писсарро. Также картину можно рассматривать как дань Гогена одному из его любимых художников, Жану Огюсту Энгру, на чью "Купальщицу Вальпинсона" он ссылается. Ранее Гоген уже рисовал свою жену Метте, шьющую в домашней обстановке, но Сюзанна - первая обнаженная Гогена. Сцена написана намеренно случайно, словно подсмотрена из открытой двери. С точки зрения замысла и исполнения это разрыв с предыдущими работами, а также нечто новое в жанре обнаженной эротики для современников. Однако Гоген не продолжил изучение нового стиля, а увлекса движением импрессионистов.
Публика сочла работу провокационной при ее первом появлении на шестой выставке импрессионистов в 1881 году. Нагота модели объяснялась тем, что она шила свою рубашку, а ее пропорции - беременностью. Критики были недовольны тем, как Гоген связал традиционное исследование обнаженной натуры со сценой из повседневной жизни. Но для Жориса-Карла Гюисманса это было "представлением женщины нашего времени". Он отметил, что это - реализм, которого не мог достичь ни один из его современников, и сравнил работу с обнаженными Рембрандта, высоко оценив смелость Гогена за альтернативный академическому взгляд на привычный жанр искусства. Для Гогена это стало большим успехом, но он ответил, что Гюисманс ничего не понимает в живописи, поскольку ему было важно просто выразить опыт, а не показать модель идеальной красоты или впечатлить буржуазию своей смелостью. Несмотря на влияние картины на выставке импрессионистов, Гоген не смог ее продать. Его жена Метте отказалась повесить картину в их доме. Однако, когда Гоген покинул свою семью в Копенгагене, картина оставалась у нее до тех пор, пока в 1892 году не была продана датскому художнику Теодору Филипсену. Находясь в тот момент на Таити и узнав об этом, Гоген иронично заметил: "В Дании уйма дураков, которые верят газетам, поэтому теперь они считают, что у меня есть талант. По этой причине датский художник потратил девятьсот франков, чтобы стать владельцем этюда с обнаженной (того самого, о котором говорил Гюисманс)".