Поль Гоген - Пища (Бананы)

Поль Гоген - Пища (Бананы)
Оригинальное название: Le repas (Les bananes)
Год создания: 1891
Месторасположение: Музей Орсе, Париж
Характеристики: холст, масло. 72.5 x 91.5 см
Гоген написал данную картину в первые месяцы своего прибывания на Таити. Несмотря на желание рисовать жизнь на острове, его первые полотна были надуманными. Это не настоящая трапеза, а сцена, состоящая из двух отдельных частей: на переднем плане натюрморт, подтверждающий название картины, на заднем - два мальчика и девочка, сидящие в ряд. Однако работа стала жанровым сюжетом на относительно позднем этапе развития, когда Гоген к простому натюрморту таитянских фруктов добавил три головы детей с видом дверного проема на заднем плане.

Этот тщательно составленный натюрморт не имеет ничего общего с настоящей едой, тем более что на Таити не принято есть за столом. Гоген соединил знакомые предметы для чисто декоративного, экзотического эффекта. Дети, сидящие за столом, похоже, не очень заинтересованы едой. Они бросают косые взгляды, как будто обеспокоены или озадачены. Присутствие таинственной фигуры, сидящей в залитом светом дворе, усиливает тревожный характер этой сцены, смысл которой до сих пор ускользает от нас.

Конфигурация предметов, использование большой открытой чаши вместе с белой тканью и ножом поразительно похожи на предметы в работе Сезанна "Натюрморт с фруктовым блюдом", которая принадлежала Гогену. Хотя у него не было этого полотна на Таити, он скопировал его на фоне "Женщина перед натюрмортом Сезанна" годом ранее, и воспоминания об этой работе сохранилось и в настоящей картине.

Пропорции натюрморта поражают воображение. Связка бананов, называемая фэй на таитянском языке, с ярко-красными большими плодами и пурпурной тенью, отбрасываемой на скатерть, занимает почти четверть композиции. Резная деревянная чаша с кокосовым молоком, но традиционно используемая для рыбы, также имеет внушительные размеры. Чтобы завершить свою композицию и добавить всплески цвета, Гоген включил европейскую фаянсовую чашу, калебас, служащий кувшином, фрукты, частично съеденную гуаву и несколько апельсинов. Нож, расположенный под углом, указывает на глубину. Белая ткань с ее аккуратными складками является напоминанием о композициях Сезанна или Мане.

Изучая картину, можно увидеть, по крайней мере, две трактовки представленной сцены. В первой версии стол может олицетворять собой рабочее пространство художника аналогично полотну Мане "Бар в Фоли-Бержер". Фрукты и чаши представляют палитру Гогена, горшки предназначены для смешивания красок, нож заменяет его кисть. Сцена с тремя детьми по ту сторону стола - это картина автора, групповое альтер эго самого себя. В качестве альтернативы по второй версии мальчики могут представлять художника, воображающего новую композицию, где скатерть это холст, а предметы на ней - синонимы собственных черт Гогена. Оба прочтения передают неоднозначное отношение в искусстве между художником как субъектом и объектом, так и художником и живописью. Объединив эти противоположности, Гоген утверждал, что поиск смысла жизни, будь то в цивилизованном Париже или на тропическом Таити, может быть найден только в сознании художника, где соединяются дуалистические различия внешнего мира.