Эдуард Мане - Нищий в дафлкоте (Философ)

Эдуард Мане - Нищий в дафлкоте (Философ)
Оригинальное название: Le Philosophe: Mendiant avec un Dufflecoat
Год создания: между 1865 - 1867
Месторасположение: Чикагский институт искусств, Чикаго
Характеристики: холст, масло. 187.7 x 109.9 см
Вскоре после Парижского салона 1865 года, ставшего известным благодаря показу скандальной "Олимпии" Эдуарда Мане, художник отправляется в продолжительную поездку по Испании, где знакомится с творениями живописца эпохи барокко Диего Веласкеса в столичном музее Прадо. По возвращении в Париж, он приступает к работе над двумя масштабными полотнами с изображением нищих-философов. Фигура нищего, ставшего изгоем общества, приобрела особое значение во Франции девятнадцатого века. Старьевщики, собиравшие изношенную одежду для перепродажи, стали излюбленными персонажами для художников-реалистов и писателей, видевших в них богатый материал для изображения городских низов общества. Философы Мане эксплуатировали этот образ, добавляя в него историзма и новизны. Окрашенные в темные земляные тона и имевшие много общего с картинами Веласкеса, портреты Мане выделялись нюансами исполнения фигур и их одежды. В данной работе руки старика выглядят излишне грубыми, а коричневый плащ выполнен из каскада широких мазков кисти. Таким образом, Мане проверял свой собственный стиль, выработанный на основе стиля Веласкеса и подвергнутый изменениям, схожим с работой фотографа. Изображение протянутой руки нищего по направлению к зрителю стало своеобразной провокацией автора, и вполне возможно, было сделано намеренно для привлечения к холсту излишнего внимания. В 1872 году Мане представил "Нищего в дафлкоте" вместе с "Нищим с устрицами", "Любителем абсента" и "Старьевщиком" как серию картин под общим названием "Философы".