Эдуард Мане - Гранд-канал, Венеция (Голубая Венеция)
Оригинальное название: Le Grand Canal à Venise
Год создания: 1875
Год создания: 1875
Месторасположение: Музей Шелбурна, Шелбурн
Характеристики: холст, масло. 54 x 65 см
Характеристики: холст, масло. 54 x 65 см
Несмотря на воспоминания художника Шарля Тоше, из которых следует, что Мане во время своего пребывания в Венеции осенью 1875 года написал несколько полотен, единственным известным примером является эта картина, получившая название "Гранд-канал, Венеция" или "Голубая Венеция". Мэри Кассат упоминает, что по словам Мане "Голубая Венеция" была написана в последние два дня его визита: "Мане рассказывал мне, что он долгое время находился в Венеции. Я думала, что он проведет там зиму, но он был полностью разочарован и подавлен своей неспособностью нарисовать что-либо для своего удовольствия. Он просто решил бросить все и вернуться домой, в Париж. В последний день своего пребывания в Венеции он взял довольно маленький холст и вышел на Гранд-канал, чтобы сделать набросок на память о своем визите. Он сказал мне, что был так доволен результатом своей дневной работы, что решил остаться еще на день и завершить ее".
Эта информация по крайней мере частично не соответствует действительности. Здания на левом заднем плане, вероятно, были нарисованы по памяти, поскольку они не выглядят венецианскими и не вписываются в остальную сцену. Строения, видимые на правом заднем плане, являются углом недостроенного Палаццо Венир деи Леони восемнадцатого века (ныне Музей Пегги Гуггенхайм), большим "современным" зданием, которое до недавнего времени было американским посольством, и Палаццо Дарио пятнадцатого века. Слева от Палаццо Дарио тянется череда небольших палаццо, которые Мане заменил зданиями, не существующими на самом деле. Поэтому вполне вероятно, что он закончил картину в Париже, а не в последний день своего пребывания в Венеции.
Когда "Голубая Венеция" была впервые выставлена на мемориальной выставке 1884 года, посвященной творчеству Мане, критик Луи Гонс отметил ее как одну из нескольких работ, в которых Мане достиг эффекта, точно соответствующего естественному свету, и заявил, что шкала восприятия Мане была фотографически точной: "Можно даже подвергнуть эти пленэрные картины еще одному испытанию - фотографии. Лишившись цвета, их восприятие останется правильным, пространство убедительным, а формы существуют в некой реалистической атмосфере, создающей иллюзию фотографии, снятой с натуры". Кажется, что Гонс просто приукрасил предложенную интерпретацию Золя, который заметил в 1867 году, что Мане "руководствовался в своем выборе только желанием создавать прекрасные мазки и красивые сочетания цветов".
В статье, вдохновленной той же выставкой, Жозефин Пеладан придерживался столь же восторженной, но совершенно иной точки зрения. Он восхищался картиной как "симфонией в мажорно-голубом", но подчеркивал, что "Голубую Венецию" вряд ли можно обсуждать с точки зрения реализма: "Уникальное маленькое полотно дает нам возможность взглянуть на Гранд-канал: воду цвета индиго, небо также индиго, и белые причальные шесты с синими полосами. Эта симфония в голубом не является ни смешной, ни неточной. В Венеции я встречал вечера такого же цвета, но Мане довел свое впечатление до фантазии. Глядя за пределы усилий этого бедняги, который так очарован светом, чувствуется желание настоящего дневного света, идеального и точного эквивалента. Все потенциальные натуралисты - обманщики: Курбе - это болонец, Золя — это бык, который видит башню Сен-Жак в каждом камне мостовой, а Мане - хроматический фантазер".
Эта информация по крайней мере частично не соответствует действительности. Здания на левом заднем плане, вероятно, были нарисованы по памяти, поскольку они не выглядят венецианскими и не вписываются в остальную сцену. Строения, видимые на правом заднем плане, являются углом недостроенного Палаццо Венир деи Леони восемнадцатого века (ныне Музей Пегги Гуггенхайм), большим "современным" зданием, которое до недавнего времени было американским посольством, и Палаццо Дарио пятнадцатого века. Слева от Палаццо Дарио тянется череда небольших палаццо, которые Мане заменил зданиями, не существующими на самом деле. Поэтому вполне вероятно, что он закончил картину в Париже, а не в последний день своего пребывания в Венеции.
Когда "Голубая Венеция" была впервые выставлена на мемориальной выставке 1884 года, посвященной творчеству Мане, критик Луи Гонс отметил ее как одну из нескольких работ, в которых Мане достиг эффекта, точно соответствующего естественному свету, и заявил, что шкала восприятия Мане была фотографически точной: "Можно даже подвергнуть эти пленэрные картины еще одному испытанию - фотографии. Лишившись цвета, их восприятие останется правильным, пространство убедительным, а формы существуют в некой реалистической атмосфере, создающей иллюзию фотографии, снятой с натуры". Кажется, что Гонс просто приукрасил предложенную интерпретацию Золя, который заметил в 1867 году, что Мане "руководствовался в своем выборе только желанием создавать прекрасные мазки и красивые сочетания цветов".
В статье, вдохновленной той же выставкой, Жозефин Пеладан придерживался столь же восторженной, но совершенно иной точки зрения. Он восхищался картиной как "симфонией в мажорно-голубом", но подчеркивал, что "Голубую Венецию" вряд ли можно обсуждать с точки зрения реализма: "Уникальное маленькое полотно дает нам возможность взглянуть на Гранд-канал: воду цвета индиго, небо также индиго, и белые причальные шесты с синими полосами. Эта симфония в голубом не является ни смешной, ни неточной. В Венеции я встречал вечера такого же цвета, но Мане довел свое впечатление до фантазии. Глядя за пределы усилий этого бедняги, который так очарован светом, чувствуется желание настоящего дневного света, идеального и точного эквивалента. Все потенциальные натуралисты - обманщики: Курбе - это болонец, Золя — это бык, который видит башню Сен-Жак в каждом камне мостовой, а Мане - хроматический фантазер".