Эдуард Мане - Железная дорога

Эдуард Мане - Железная дорога
Оригинальное название: Le Chemin de fer
Год создания: 1873
Месторасположение: Национальная галерея искусства, Вашингтон
Характеристики: холст, масло. 93.3 x 111.5 см
Работа "Железная дорога", также известная как "Вокзал Сен-Лазар", несомненно является одной из самых непостижимых картин девятнадцатого века. Мане начал работать над ней осенью 1872 года, в год выхода сборника стихов "Грозный год" Виктора Гюго, излагающих катастрофические события 1870-1871 годов во Франции. Картина стала первым крупным полотном Мане с момента начала Франко-прусской войны и одной из двух работ, принятых парижским Салоном 1874 года. На картине изображены две фигуры - сидящая женщина и стоящий ребенок перед рядом железных прутьев забора, за которым в клубах пара еле различимы железнодорожные пути, группа рабочих возле сарая, железный мост и фасады жилых домов. Усеченное платье женщины и тонкие вертикали внешней обстановки создают чувство неуверенности и случайности сцены. Чтение женщины словно прервано зрителем или ее собственными мыслями, палец остановился, чтобы пометить страницу книги, а взгляд оценивающе устремлен на наблюдателя. Моделью для картины вновь выступила Викторина Меран, муза Мане, также позировавшая обнаженной для "Олимпии" и "Завтрака на траве". Здесь она излучает чувство пристойности среднего класса, модно одетая в синее платье с большими светло-голубыми пуговицами, широкими манжетами и воротником. На ее коленях растянулся щенок, возможно, принадлежащий ребенку; красный веер за ним находит отголоски в цветах на шляпке, сережках девочки и рубашке железнодорожного рабочего слева. Черная шляпка, по моде наклоненная вперед и удерживаемая на голове завязанным бантом, приподнимает фигуру женщины чуть выше девочки, а также аккуратно подчеркивает эффект плоскостности изображения, усиливаемый рядом железных прутьев. Взаимодействие плоскостности и глубины является одним из самых смелых нововведений Мане, вдохновленным, возможно, его растущим интересом к японским гравюрам на дереве. Также умело используется и теория контрастов, которая отлично разделяет двусмысленные отношения между двумя основными фигурами. Одновременно связанные и странно отдаленные между собой, они принадлежат друг другу только благодаря цвету своих платьев, в которых неизменно присутствует синий в разных оттенках. Чтобы окончательно запутать зрителя, ребенок, который на самом деле был дочерью друга художника Альфонса Хирша, повернулся спиной, наблюдая за невидимым уходящим поездом. Местоположение сцены довольно легко определить, узнав большие каменные опоры моста Европы справа и вход на улицу Санкт-Петербург, где Мане жил с 1871 по 1877 годы. Площадь Европы рядом с вокзалом Сен-Лазар была грандиозным центром трафика с сетью улиц, каждая из которых носила название одной из европейских столиц. Выбор Мане этого нового квартала Парижа, построенного в соответствии с утилитарными принципами логики, порядка и эффективности, предполагает, что постоянное движение железнодорожного транспорта было частью повседневной жизни художника. Написанная в эпицентре этого безумного перекрестка и с гордостью демонстрируемая в мастерской живописца, картина "Железная дорога" отдавала дань уважения чудесам современного транспорта и в то же время не избегала столь любимой Мане "портретной" темы.