Берта Моризо - На балу
Оригинальное название: Au bal
Год создания: 1875
Год создания: 1875
Месторасположение: Музей Мармоттан-Моне, Париж
Характеристики: холст, масло. 65 x 52 см
Характеристики: холст, масло. 65 x 52 см
Представленная на второй выставке импрессионистов в 1876 году, картина "На балу" отражает интерес художницы в этот период к отображению женских портретов, чаще всего в помещении. Молодая женщина, сидящая с веером, без сомнения, ждет приглашения на танец. Ее взгляд мечтателен и в то же время обольстителен. Возможно, она наблюдает за другими гостями или тайно ревнует своего кавалера, танцующего с девушкой. Веер в ее руке в любую секунду готов заслонить пристальный взгляд карих глаз героини. В этой работе, больше похожей на сюжетную сцену, а не на типичный портрет, уделено особое внимание костюму и аксессуарам модели, раскрываются эксперименты Моризо в выразительности цвета. Берта в силу своего пола пишет обнаженное женское плечо совершенно бесстрастно и очень тактично. Единственное, что ее здесь интересует - гладкость кожи и мраморные переливы светло-серого газового платья. Веер - самая "бальная" деталь всей картины. Дама держит его, как и положено, слегка небрежно, чуть отстранив мизинец. Повторение одного и того же мотива - букет цветов на заднем плане, цветки хризантемы в волосах и на корсаже платья - позволяют проследить цепь соответствий. Прозрачное платье и легкость веера противопоставлены непрозрачности перчаток. Небольшие штрихи серебристого цвета придают картине изысканность, утонченность и даже торжественность. В этой слегка асимметричной композиции формы растворяются, теряются в прозрачности, в то время как цветовые пятна подчеркивают бледность кожи девушки. Ничего, кроме платья и комнатных растений за спиной, не говорит нам о месте действия происходящего на картине. Смутно падающий свет не позволяет точно говорить о времени суток. Да и личность модели, будто случайно выхваченной из бессчетного "населения" танцевальных залов, все еще остается загадкой.