Берта Моризо - Лодка в доке
Оригинальное название: Bateau à quai
Год создания: 1875
Год создания: 1875
Месторасположение: Музей Мармоттан-Моне, Париж
Характеристики: бумага, акварель. 23 x 17 см
Характеристики: бумага, акварель. 23 x 17 см
Для второй выставки импрессионистов Берта Моризо подготовила девятнадцать своих работ, среди которых были картины, акварели и этюды. Значительную часть этой экспозиции составляли морские пейзажи, вдохновленные отдыхом на нормандском побережье в 1874 году, и свадебным путешествием в Англию и на остров Уайт в 1875 году. Эти марины являлись не просто созерцательным женским взглядом на окружающую действительность, а неизменно привлекали внимание к человеческому присутствию в этих неспокойных, а порой и суровых местах. Чаще всего это были лодки рыбаков, стоящие на причале или в судоверфи для ремонта. Каждый раз, за редким исключением, на этих работах полностью отсутствуют люди, будь то рыбаки, рабочие или просто отдыхающие. Вероятно, при всей любви Моризо к портретной живописи, "оживление" ее картин человеческими фигурами было для нее второстепенной задачей. И если на картинах, написанных в Фекане, всегда царит полное одиночество, то в английских пейзажах появляются размытые очертания людей, занятых какой-либо работой. Поездка в Англию стала возможной после свадьбы Берты Моризо и Эжена Мане в декабре 1874 года. Переплыв Ла-Манш и открыв для себя Лондон, молодая пара уединилась на острове Уайт, отделенным от юго-западного побережья Англии проливом Те-Солент. Большую часть своего времени Берта и Эжен посвятили рисованию, фиксируя окружающую их жизнь. Вход кораблей в устье реки Медины, изображение местной пристани в селении Бинфилд и даже вырванный из контекста вид на стоящую в доке лодку, ставшую объектом внимания для настоящей работы, появляются на британских полотнах Моризо. Эксперименты с акварелью как нельзя лучше подошли для демонстрации ветреного морского климата, неустойчивости и изменчивости природного ландшафта. Именно эти, казалось бы незначительные перемены в стиле, позволили Моризо отойти от влияния Коро и Мане, и стать самостоятельной и самобытной фигурой в кругу импрессионистов, что она с успехом доказала на выставке 1876 года.