Берта Моризо - Игра в прятки
Оригинальное название: Cache-Cache
Год создания: 1873
Год создания: 1873
Месторасположение: частная коллекция
Характеристики: холст, масло. 46.3 x 55.2 см
Характеристики: холст, масло. 46.3 x 55.2 см
Сюжетное полотно "Игра в прятки" - одно из самых известных, популярных и запоминающихся произведений Берты Моризо. Его историческое значение подчеркивается тем фактом, что оно было включено в первую выставку импрессионистов. Эта знаковая выставка была организована авангардной группой художников в 1874 году как альтернатива официально санкционированной выставке, известной как Салон, и признана определяющим событием в истории искусства. Кроме того, "Игра в прятки" была предоставлена для выставки лидером модернистского движения (и будущим зятем Моризо) Эдуардом Мане, который восхищался этой работой. Относительно ограниченная палитра и свободная, вибрирующая кисть напоминают о многих картинах Мане конца 1860-х и начала 1870-х годов, одной из которых был портрет Берты Моризо с розовой туфелькой, написанный примерно в то же время, что и настоящая работа. Таким образом, "Игра в прятки" отражает не только вкус Мане, но и его влияние на стилистическое развитие творчества Моризо.
На картине изображены сестра Моризо, Эдма Понтильон и ее трехлетняя дочь Жанна во время летней прогулки. Они показаны играющими в прятки на фоне пейзажа, окружающего загородное поместье тестя Эдмы в деревне Морекур, недалеко от Парижа. Берта провела несколько лет с Эдмой, пока дети старшей сестры были маленькими, в течение которых она рисовала другие работы, тесно связанные с "Игрой в прятки". В "Охоте на бабочек", написанной следующим летом, Моризо вновь обращается к теме детских развлечений и изображает Эдму, Жанну и еще одного ребенка Эдмы. Хотя техника Моризо, а именно то, как она обозначила траву и листву грубыми мазками и штрихами зеленого, очерченного белым цветом, произвело впечатление на нескольких критиков, как свежее и изящное решение, никто не упомянул крошечную ветку, видимую в дальнем правом углу. Этот причудливый фрагмент предполагает, что композиция Моризо в целом является лишь частью пространственного континуума, простирающегося во всех направлениях, большая часть которого скрыта от глаз в духе игры в прятки.
"Игра в прятки" удостоилась множества похвал от важных и влиятельных критиков, увидевших картину на выставке 1874 года. Жюль-Антуан Кастаннари писал в издании Le Siecle: "Берта Моризо обладает остроумием до самых кончиков пальцев, особенно кончиков пальцев. Какое прекрасное художественное чутье! Вы не найдете более изящных образов, обработанных более обдуманно и деликатно, чем «Колыбель» и «Игра в прятки». Я бы добавил, что здесь исполнение находится в полном согласии с идеей, которая должна быть выражена." Обозреватель La Republique Francaise Филипп Бурти соглашается с ним: "Картина маслом, где молодая мать играет в прятки за вишневым деревом со своей маленькой девочкой - это произведение, совершенное по эмоциональности наблюдения, свежести своей палитры и композиции."
На протяжении всей своей карьеры Моризо исследовала границы современного искусства, всегда подвергая сомнению принятую практику и экспериментируя с различными идеями о цвете и стиле. В результате она внесла значительный вклад во французскую живопись конца девятнадцатого века и историю импрессионизма. По ее собственным словам: "А в чем польза правил? Совершенно никакой. Нужно только чувствовать и видеть вещи по-другому, и где этому можно научиться? Вечный вопрос рисунка и цвета бесполезен, потому что цвет - это только выражение формы. Нельзя обучить музыканта играть с помощью научной теории звуковых вибраций, а художника рисовать - рассказывая о связях между линией и тоном." Как писал критик Жан Аджальберт по случаю восьмой и последней выставки импрессионистов в 1886 году, "Она исключает громоздкие эпитеты и тяжелые наречия в своем кратком предложении. Все в картинах Моризо является существительным и глаголом." Картина "Игра в прятки" свидетельствует о том, что ко времени первой выставки импрессионистов Моризо уже освоила и блестяще применяла новый язык искусства.
На картине изображены сестра Моризо, Эдма Понтильон и ее трехлетняя дочь Жанна во время летней прогулки. Они показаны играющими в прятки на фоне пейзажа, окружающего загородное поместье тестя Эдмы в деревне Морекур, недалеко от Парижа. Берта провела несколько лет с Эдмой, пока дети старшей сестры были маленькими, в течение которых она рисовала другие работы, тесно связанные с "Игрой в прятки". В "Охоте на бабочек", написанной следующим летом, Моризо вновь обращается к теме детских развлечений и изображает Эдму, Жанну и еще одного ребенка Эдмы. Хотя техника Моризо, а именно то, как она обозначила траву и листву грубыми мазками и штрихами зеленого, очерченного белым цветом, произвело впечатление на нескольких критиков, как свежее и изящное решение, никто не упомянул крошечную ветку, видимую в дальнем правом углу. Этот причудливый фрагмент предполагает, что композиция Моризо в целом является лишь частью пространственного континуума, простирающегося во всех направлениях, большая часть которого скрыта от глаз в духе игры в прятки.
"Игра в прятки" удостоилась множества похвал от важных и влиятельных критиков, увидевших картину на выставке 1874 года. Жюль-Антуан Кастаннари писал в издании Le Siecle: "Берта Моризо обладает остроумием до самых кончиков пальцев, особенно кончиков пальцев. Какое прекрасное художественное чутье! Вы не найдете более изящных образов, обработанных более обдуманно и деликатно, чем «Колыбель» и «Игра в прятки». Я бы добавил, что здесь исполнение находится в полном согласии с идеей, которая должна быть выражена." Обозреватель La Republique Francaise Филипп Бурти соглашается с ним: "Картина маслом, где молодая мать играет в прятки за вишневым деревом со своей маленькой девочкой - это произведение, совершенное по эмоциональности наблюдения, свежести своей палитры и композиции."
На протяжении всей своей карьеры Моризо исследовала границы современного искусства, всегда подвергая сомнению принятую практику и экспериментируя с различными идеями о цвете и стиле. В результате она внесла значительный вклад во французскую живопись конца девятнадцатого века и историю импрессионизма. По ее собственным словам: "А в чем польза правил? Совершенно никакой. Нужно только чувствовать и видеть вещи по-другому, и где этому можно научиться? Вечный вопрос рисунка и цвета бесполезен, потому что цвет - это только выражение формы. Нельзя обучить музыканта играть с помощью научной теории звуковых вибраций, а художника рисовать - рассказывая о связях между линией и тоном." Как писал критик Жан Аджальберт по случаю восьмой и последней выставки импрессионистов в 1886 году, "Она исключает громоздкие эпитеты и тяжелые наречия в своем кратком предложении. Все в картинах Моризо является существительным и глаголом." Картина "Игра в прятки" свидетельствует о том, что ко времени первой выставки импрессионистов Моризо уже освоила и блестяще применяла новый язык искусства.