Берта Моризо - Вид Парижа с холма Трокадеро
Оригинальное название: Vue de Paris hauteurs du Trocadéro
Год создания: 1871-1873
Год создания: 1871-1873
Месторасположение: Художественный музей Санта-Барбары, Санта-Барбара
Характеристики: холст, масло. 46 x 81.6 см
Характеристики: холст, масло. 46 x 81.6 см
Среди всего многообразия творчества Берты Моризо пейзажная живопись стоит особняком, ограничиваясь небольшим количеством созданных картин. Данная работа еще более примечательна тем, что была написана через год после окончания Франко-прусской войны и падения Парижской коммуны. Вид с вершины холма, известного в народе как Трокадеро, изображает русло реки Сены, Йенский мост и открывающееся за ними Марсово поле, служившее местом проведения Всемирной выставки 1867 года. Освобожденное от массивных выставочных конструкций, Марсово поле предстает бурым и пустынным, с выжженной или пожухшей травой. Этот некогда оживленный участок города, чьи плодородные поля кажутся заброшенными, отражает панораму и настроение французской столицы того времени. Непроницаемо серое небо с редкими голубыми просветами в самом верху холста напоминает о бурных событиях последних пяти лет - выставке, войне, падении Второй империи Наполеона III и Парижской коммуны. Холм получил свое название после успешного штурма форта Трокадеро в Испании, ставшего заключительным сражением Франко-испанской войны в 1823 году. К моменту написания картины холм был лишен каких-либо строений и представлял приятную травянистую территорию, располагавшуюся недалеко от дома родителей художницы в пригороде Пасси. На линии горизонта различимы несколько известных исторических зданий, среди которых Триумфальная арка, Дом инвалидов, Пантеон и вереница храмов, включая наиболее известный готический Собор Парижской Богоматери. Три женские фигуры на переднем плане являются, вероятно, сестрами Моризо - Ив и Эдмой, в сопровождении дочери Ив. Они отделены от городского пейзажа темной декоративной оградой, а грязно-бежевая дорога на их пути предполагает исключение сестер из повседневной жизни города, как представителей буржуазного сословия. Написанная на пленэре преимущественно в светлых тонах нежной палитры, картина Моризо демонстрирует все атрибуты стиля импрессионистов, выбранного художницей для своего творчества.