Камиль Писсарро - Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро
Оригинальное название: Avenue de l'Opéra, effet de neige, le matin
Год создания: 1898
Год создания: 1898
Месторасположение: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Характеристики: холст, масло. 65 x 82 см
Характеристики: холст, масло. 65 x 82 см
Камиль Писсарро, один из отцов импрессионизма, считается художником сельской местности и крестьянской жизни. Тем не менее, он активно прославлял пейзажи османского Парижа. Очарованный новым городом, заново отстроенным во времена Второй империи благодаря значительной работе барона Османа, Писсарро стал активно писать парижские серии. Сцены на бульваре Монмартр, полотна, созданные вокруг Лувра, Тюильри, многочисленные виды на Пон-Неф и Сену воплощают привлекательность городской современности. Рассматривая перспективы, изменяемые атмосферными явлениями, художник наблюдает за климатическими эффектами, изменениями освещения, преобразованием цветовой палитры в зависимости от времени суток, а также за движением толпы. Его нетипичная цветовая гамма, отделенная от реалистичного прагматизма, отражает восприятие, а не физическую материальность города. Уникальным штрихом свободной, активной кисти он призывает к ощущениям, а не к реальности, и улавливает дыхание жизни, что является определяющим для импрессионизма.
С 1890 года Камиль Писсарро получил запоздалое признание. Эта новая известность знаменует собой конец финансовым трудностям. Но в 1891 году его зрение ухудшилось из-за болезни дакриоцистита. Его глаза постоянно слезятся, а повышенная или даже преувеличенная чувствительность к свету затрудняет работу на открытом воздухе. Писсарро приближается к городу. Он проводит зимы в Париже. До конца своей жизни он становится привязан к парижским панорамам. Художник формулирует амбициозную серию картин на тему городских мотивов. Он стремится рисовать современность. Строгость композиций, построение пространства, вертикальные и горизонтальные линии возвращают формам их полноту.
Писсарро визуально передает бурлящую активность новых монументальных улиц роскошного города, придуманного Османом. Картины художника дают почувствовать толчею прохожих, спешащих плотной толпой по тротуарам, интенсивность движения карет и фиакров, несущихся на полном ходу. Он уделяет большое внимание движению. Цвета, нанесенные небольшими яркими штрихами, отражают атмосферные эффекты, блики света на фасадах Османа и цинковых крышах.
Серия картин, выпущенная между 1897 и 1899 годами, предлагает вариации на одну и ту же тему. Писсарро поселился в Гранд-отеле Лувра, расположенном на площади Пале-Рояль, и в течение нескольких месяцев нарисовал пятнадцать видов окрестных проспектов из гостиничного номера, документируя воздействие снега, дождя, тумана и дымки на город и его жителей. Из окна открывался вид на улицу Сент-Оноре, авеню Оперы и площадь Французского театра. Сюжеты, представленные из номера отеля, ставили совершенно иные задачи, чем те, с которыми он сталкивался при рисовании бульвара Монмартр. В то время как последние были замкнуты, площадь Французского театра и авеню Оперы были открытыми и просторными. Здания, кольцевые развязки и сам проспект позволили Писсарро установить рамки своей композиции, но ему также приходилось бороться с движущимся транспортом и пешеходами, входящими и выходящими с площади Французского театра с разных направлений.
На данной картине Писсарро представил снег крупными хлопьями, изобразив белые точки по всему полотну. Экипажи, омнибусы, прохожие под зонтами отбрасывают серые тени на сырой блестящий от воды тротуар. Дальняя часть проспекта утопает в густом тумане и снежной завесе. Мастеру удалось уловить волшебство, присущее большому городу, тонкую гармонию цветовых пропорций в окраске зданий, изысканную графику жалюзи и балконных перил, таинственное очарование высоких деревьев, придающих одухотворенность облику города, серебристый туман, смягчение линий и красок.
С 1890 года Камиль Писсарро получил запоздалое признание. Эта новая известность знаменует собой конец финансовым трудностям. Но в 1891 году его зрение ухудшилось из-за болезни дакриоцистита. Его глаза постоянно слезятся, а повышенная или даже преувеличенная чувствительность к свету затрудняет работу на открытом воздухе. Писсарро приближается к городу. Он проводит зимы в Париже. До конца своей жизни он становится привязан к парижским панорамам. Художник формулирует амбициозную серию картин на тему городских мотивов. Он стремится рисовать современность. Строгость композиций, построение пространства, вертикальные и горизонтальные линии возвращают формам их полноту.
Писсарро визуально передает бурлящую активность новых монументальных улиц роскошного города, придуманного Османом. Картины художника дают почувствовать толчею прохожих, спешащих плотной толпой по тротуарам, интенсивность движения карет и фиакров, несущихся на полном ходу. Он уделяет большое внимание движению. Цвета, нанесенные небольшими яркими штрихами, отражают атмосферные эффекты, блики света на фасадах Османа и цинковых крышах.
Серия картин, выпущенная между 1897 и 1899 годами, предлагает вариации на одну и ту же тему. Писсарро поселился в Гранд-отеле Лувра, расположенном на площади Пале-Рояль, и в течение нескольких месяцев нарисовал пятнадцать видов окрестных проспектов из гостиничного номера, документируя воздействие снега, дождя, тумана и дымки на город и его жителей. Из окна открывался вид на улицу Сент-Оноре, авеню Оперы и площадь Французского театра. Сюжеты, представленные из номера отеля, ставили совершенно иные задачи, чем те, с которыми он сталкивался при рисовании бульвара Монмартр. В то время как последние были замкнуты, площадь Французского театра и авеню Оперы были открытыми и просторными. Здания, кольцевые развязки и сам проспект позволили Писсарро установить рамки своей композиции, но ему также приходилось бороться с движущимся транспортом и пешеходами, входящими и выходящими с площади Французского театра с разных направлений.
На данной картине Писсарро представил снег крупными хлопьями, изобразив белые точки по всему полотну. Экипажи, омнибусы, прохожие под зонтами отбрасывают серые тени на сырой блестящий от воды тротуар. Дальняя часть проспекта утопает в густом тумане и снежной завесе. Мастеру удалось уловить волшебство, присущее большому городу, тонкую гармонию цветовых пропорций в окраске зданий, изысканную графику жалюзи и балконных перил, таинственное очарование высоких деревьев, придающих одухотворенность облику города, серебристый туман, смягчение линий и красок.