Камиль Писсарро - Бульвар Монмартр. Весеннее утро
Оригинальное название: Le Boulevard Montmartre, Matinée de Printemps
Год создания: 1897
Год создания: 1897
Месторасположение: частная коллекция
Характеристики: холст, масло. 65 x 81 см
Характеристики: холст, масло. 65 x 81 см
Серия картин с видами Парижа, написанных Писсарро в конце 1890-х годов, является одним из величайших достижений импрессионизма, занимая свое место рядом с циклами Руанских соборов, тополей и стогов Клода Моне, а также более поздних кувшинок. Для художника, который на протяжении всей своей ранней карьеры был главным образом известен как живописец сельской жизни, а не городской среды, бульвар Монмартр, вокзал Сен-Лазар и сады Тюильри подтвердили его положение как выдающегося художника города. Однако, в отличие от работ Моне, у Писсарро ни одна серия не похожа на другую и изначально не была задумана для размещения вместе. Напротив, кажется, что Писсарро "вошел в воды" городской живописи, нашел их соблазнительно теплыми и оставался в них так мало лишь из-за величия идеи, чем из-за наслаждения опытом. Здесь нет той напряженной борьбы за переосмысление живописи, которая занимала Моне в его сериях. Скорее, Писсарро был раскрепощен своим погружением в городской мир Парижа.
Городские картины Писсарро совпали с важными изменениями в его обращении с красками. Художник использовал слово "пассаж", чтобы объяснить свои последние технические эксперименты, которые уводили его от того, что он все чаще находил резкими контрастами и отсутствием спонтанности в технике неоимпрессионизма. Невыразительный характер пуантилизма беспокоил Писсарро, и к концу 1880-х годов он искал компромисс между живостью и чувственностью: "Я постоянно думаю о каком-либо способе рисования без точки. Я надеюсь достичь этого, но я не смог решить проблему разделения чистого тона без контраста... Как можно совместить чистоту и простоту точки с полнотой, гибкостью, свободой, спонтанностью и свежестью ощущений, постулируемых нашим импрессионистским искусством?" Работы, написанные в следующем десятилетии, представляют собой успешное примирение между тональной чистотой и атмосферными эффектами. Богато расписанные полотна Писсарро, такие, как настоящая картина, проникнуты чувственной оценкой мазка и текстуры.
8 февраля 1897 года Писсарро писал из Эраньи сыну Люсьену, сообщая ему о своем возвращении: "Десятого числа я снова возвращаюсь в Париж, чтобы написать серию работ на Итальянском бульваре. В прошлый раз я сделал несколько небольших полотен с изображением улицы Сен-Лазар, эффектов дождя и снега, чем Дюран был очень доволен. Серия картин о бульварах кажется ему хорошей идеей, и будет интересно преодолеть все трудности. Я снял большую комнату в Гранд-Отеле де Русси, откуда мне видна вся протяженность бульваров почти до самих ворот Сен-Дени, во всяком случае до бульвара Бон-Нувель."
Хотя первоначально он планировал посвятить свои усилия изображению Итальянского бульвара, возникли проблемы с композицией. В письме к третьему сыну Жоржу, художник объявил: "Я начал серию бульваров. У меня есть великолепный мотив, который я собираюсь исследовать при всех возможных эффектах; также есть другой мотив, который ужасно труден: оглядывая экипажи, омнибусы и людей, слоняющихся вокруг больших деревьев и больших домов, которые я должен изобразить - это сложно..." Этот беспокойный мотив был в конечном счете реализован в двух работах, озаглавленных "Итальянский бульвар. Утро, солнечный свет" и "Итальянский бульвар. После полудня", обе из которых подчеркивали шумную энергию улицы, прилегающей к отелю. "Великолепный мотив" оказался самым удаленным из Больших бульваров Жоржа-Эжена Османа – бульваром Монмартр.
В рамках амбициозных реформ, начатых Наполеоном III в 1860-х годах, Осману было поручено руководить радикальной перестройкой Парижа. Многие кварталы средневекового города были разрушены, чтобы обеспечить пространство для обширной сетки прямых дорог, проспектов и бульваров. "Османизация" Парижа, которую сегодня отмечают как предшественницу современного градостроительства, в то время встречалась с восхищением и презрением, не в последнюю очередь из-за ошеломляющих 2,5 миллиарда франков, потраченных на проект. Однако в другом письме своему сыну Люсьену Писсарро превозносит художественные возможности нового городского пейзажа: "Может быть, он и не очень эстетичен, но я рад возможности побывать на парижских улицах, которые, как говорят, уродливы, но на самом деле так серебристы, так ярки, так полны жизни и так современны!" Эти чувства также проиллюстрированы в работах его современников, таких как Клод Моне и Гюстав Кайботт, чьи взгляды на Париж запечатлели величие и суматоху современного города.
Реставрация Османа обеспечила идеальную обстановку для растущего среднего класса, чьи аппетиты к современной живописи намного превосходили таковые у устоявшейся аристократии. Взгляды Писсарро на Париж были сосредоточены главным образом на новых веяниях, которые оказались весьма успешными не только в художественном, но и в критическом и коммерческом отношении. Побудив Писсарро попробовать себя в жанре городского пейзажа, Дюран-Рюэль был в восторге от полученной серии "Бульвар Монмартр" и приобрел большинство полотен после их завершения. Писсарро особенно высоко ценил настоящую работу; он писал Дюран-Рюэлю: "Я только что получил приглашение от Института Карнеги на выставку этого года и решил послать им картину «Бульвар Монмартр. Весеннее утро». Поэтому, пожалуйста, не продавайте ее." Однако его дилер предпочел проигнорировать указания Писсарро и прислал более позднюю работу, изображающую Оперный проезд. В 1992 году картина "Бульвар Монмартр. Весеннее утро" была воссоединена с другими участниками серии на выставке, проходившей в Далласе, Филадельфии и Лондоне, с целью представить виды бульвара Монмартр как самой большой и самой инновационной серии городских пейзажей.
Городские картины Писсарро совпали с важными изменениями в его обращении с красками. Художник использовал слово "пассаж", чтобы объяснить свои последние технические эксперименты, которые уводили его от того, что он все чаще находил резкими контрастами и отсутствием спонтанности в технике неоимпрессионизма. Невыразительный характер пуантилизма беспокоил Писсарро, и к концу 1880-х годов он искал компромисс между живостью и чувственностью: "Я постоянно думаю о каком-либо способе рисования без точки. Я надеюсь достичь этого, но я не смог решить проблему разделения чистого тона без контраста... Как можно совместить чистоту и простоту точки с полнотой, гибкостью, свободой, спонтанностью и свежестью ощущений, постулируемых нашим импрессионистским искусством?" Работы, написанные в следующем десятилетии, представляют собой успешное примирение между тональной чистотой и атмосферными эффектами. Богато расписанные полотна Писсарро, такие, как настоящая картина, проникнуты чувственной оценкой мазка и текстуры.
8 февраля 1897 года Писсарро писал из Эраньи сыну Люсьену, сообщая ему о своем возвращении: "Десятого числа я снова возвращаюсь в Париж, чтобы написать серию работ на Итальянском бульваре. В прошлый раз я сделал несколько небольших полотен с изображением улицы Сен-Лазар, эффектов дождя и снега, чем Дюран был очень доволен. Серия картин о бульварах кажется ему хорошей идеей, и будет интересно преодолеть все трудности. Я снял большую комнату в Гранд-Отеле де Русси, откуда мне видна вся протяженность бульваров почти до самих ворот Сен-Дени, во всяком случае до бульвара Бон-Нувель."
Хотя первоначально он планировал посвятить свои усилия изображению Итальянского бульвара, возникли проблемы с композицией. В письме к третьему сыну Жоржу, художник объявил: "Я начал серию бульваров. У меня есть великолепный мотив, который я собираюсь исследовать при всех возможных эффектах; также есть другой мотив, который ужасно труден: оглядывая экипажи, омнибусы и людей, слоняющихся вокруг больших деревьев и больших домов, которые я должен изобразить - это сложно..." Этот беспокойный мотив был в конечном счете реализован в двух работах, озаглавленных "Итальянский бульвар. Утро, солнечный свет" и "Итальянский бульвар. После полудня", обе из которых подчеркивали шумную энергию улицы, прилегающей к отелю. "Великолепный мотив" оказался самым удаленным из Больших бульваров Жоржа-Эжена Османа – бульваром Монмартр.
В рамках амбициозных реформ, начатых Наполеоном III в 1860-х годах, Осману было поручено руководить радикальной перестройкой Парижа. Многие кварталы средневекового города были разрушены, чтобы обеспечить пространство для обширной сетки прямых дорог, проспектов и бульваров. "Османизация" Парижа, которую сегодня отмечают как предшественницу современного градостроительства, в то время встречалась с восхищением и презрением, не в последнюю очередь из-за ошеломляющих 2,5 миллиарда франков, потраченных на проект. Однако в другом письме своему сыну Люсьену Писсарро превозносит художественные возможности нового городского пейзажа: "Может быть, он и не очень эстетичен, но я рад возможности побывать на парижских улицах, которые, как говорят, уродливы, но на самом деле так серебристы, так ярки, так полны жизни и так современны!" Эти чувства также проиллюстрированы в работах его современников, таких как Клод Моне и Гюстав Кайботт, чьи взгляды на Париж запечатлели величие и суматоху современного города.
Реставрация Османа обеспечила идеальную обстановку для растущего среднего класса, чьи аппетиты к современной живописи намного превосходили таковые у устоявшейся аристократии. Взгляды Писсарро на Париж были сосредоточены главным образом на новых веяниях, которые оказались весьма успешными не только в художественном, но и в критическом и коммерческом отношении. Побудив Писсарро попробовать себя в жанре городского пейзажа, Дюран-Рюэль был в восторге от полученной серии "Бульвар Монмартр" и приобрел большинство полотен после их завершения. Писсарро особенно высоко ценил настоящую работу; он писал Дюран-Рюэлю: "Я только что получил приглашение от Института Карнеги на выставку этого года и решил послать им картину «Бульвар Монмартр. Весеннее утро». Поэтому, пожалуйста, не продавайте ее." Однако его дилер предпочел проигнорировать указания Писсарро и прислал более позднюю работу, изображающую Оперный проезд. В 1992 году картина "Бульвар Монмартр. Весеннее утро" была воссоединена с другими участниками серии на выставке, проходившей в Далласе, Филадельфии и Лондоне, с целью представить виды бульвара Монмартр как самой большой и самой инновационной серии городских пейзажей.