Камиль Писсарро - Женщина, омывающая ноги в ручье
Оригинальное название: Femme au bord de l’eau
Год создания: около 1894-1895
Год создания: около 1894-1895
Месторасположение: Чикагский институт искусств, Чикаго
Характеристики: холст, масло. 73.5 x 92 см
Характеристики: холст, масло. 73.5 x 92 см
Эта большая, высокохудожественная и амбициозная картина, вероятно, была завершена в начале 1895 года, когда "Купальщики" Поля Сезанна впервые с 1877 года появились в Париже. Они были показаны на крупной персональной выставке художника, проходившей в галерее Амбруаза Воллара в ноябре и декабре 1894 года, на которой побывал и Писсарро. В письме своей невестке Эстер, написанном в ноябре 1895 года, художник жалуется на свои финансы и трудности с продажей картин на фоне успеха своего друга Сезанна. Знакомство Писсарро с "Купальщиками" Сезанна началось еще в 1870-е годы, когда оба художника работали вместе, а некоторые из работ Сезанна находились в коллекции Писсарро. Интересно, что к началу персональной выставки Сезанна, во многом организованной с помощью Писсарро, у последнего не было ни одной картины с обнаженной натурой. Свое первое исследование купающихся женщин Писсарро начал в 1894 году, написав небольшую серию картин и гравюр. Все они изображают летнюю сцену, хотя большую часть лета и осени Писсарро провел в Бельгии, вдали от традиционных пейзажей вдоль реки Эпте. Но поскольку Писсарро не рисовал свои полотна с натуры, а создавал их по эскизам, ему не требовалось быть участником этих сцен. Вероятно, что до начала выставки в галерее Воллара Писсарро уже написал большую часть серии с купальщицами, в которую вошла настоящая работа. Хотя можно предположить, что эта серия задумывалась художником как своего рода дань уважения живописи Сезанна, скорее всего "купальщицы" Писсарро были совершенно не связаны с творчеством Сезанна, а исследовали популярную у других живописцев тему. В письме своему сыну Люсьену Писсарро пишет, что работает над новыми сюжетами и просит жену нанять модели для позирования в Париже. Таким образом, все "летние" сцены по всей видимости были завершены зимой в мастерской художника. Полотно "Женщина, омывающая ноги в ручье" обладает глубокими историческими корнями. Его сюжет можно найти в бесчисленных библейских картинах эпохи Возрождения и барокко, но наиболее убедительны связи с картинами Буше и Фрагонара, которые изображали столь же соблазнительных сельских женщин во внешне целомудренных, но сексуально заряженных сценах, предназначенных для зрителей-мужчин. Наиболее часто "Женщину, омывающую ноги в ручье" сравнивают с картиной "Купальщица" Милле, изображающую приятную молодую женщину, пасущую гусей. Она сняла одежду, чтобы искупаться в спокойной реке, поразительно похожей на настоящую работу. Картина Милле была показана дважды в 1886 году и на распродаже в Париже в 1892 году, но в письмах Писсарро, как правило, очень подробных в этом отношении, нет никаких упоминаний, что художник видел ее в одном их этих мест. Другим источником вдохновения могли стать "Купальщицы" Ренуара, в большом количестве написанные в конце 1880-х и начале 1890-х годов, или, что более вероятно, последние исследования ню Эдгара Дега, с которыми Писсарро был хорошо знаком. Неровная, физически многослойная поверхность холста и многочисленные исправления на фигуре и ее одежде, заметные по более густым мазкам краски, дают понять, что Писсарро работал над картиной в течение нескольких месяцев. Результат, несомненно, понравился Писсарро, поскольку он отправил картину на две выставки в Германию в начале 1895 года, датировав ее январем того же года. К сожалению, ни одна из картин этой серии не имела большого успеха в карьере художника или на многочисленных выставках с его участием. Это, безусловно, связано с тем, что год их создания для большинства людей был связан с более прогрессивными "Купальщиками" Сезанна. Тем не менее арт-дилер Дюран-Рюэль и семья Писсарро при выборе наиболее значимых картин и работ художника для его посмертной ретроспективной выставки включили в нее настоящее произведение.