Анри Руссо - Игроки в футбол

Анри Руссо - Игроки в футбол
Оригинальное название: Les joueurs de football
Год создания: 1908
Месторасположение: Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк
Характеристики: холст, масло. 100.3 x 81.1 см
Творчество Руссо заключает в себе все, что является наивным искусством. В широком смысле, наивное искусство - это искусство, созданное человеком без формального художественного образования. Наивные работы отличаются детской невинностью и непосредственностью. Они не обращают внимания на законы перспективы и используют четкие очертания и смелые цвета. Несмотря на "простую" природу наивных произведений искусства, они отражают неукротимое творчество художника. Руссо и других наивных художников часто считают частью примитивистского движения на рубеже двадцатого века. С точки зрения стиля, есть много сходств, таких как отсутствие перспективы или четкие очертания. Однако главное отличие заключается в том, что художники-примитивисты намеренно отвергали формальные приемы. В случае Руссо примитивисты были вдохновлены незамысловатым характером его работ, как позже сюрреалисты были вдохновлены сказочной атмосферой его картин.

Руссо серьезно занялся живописью в возрасте сорока лет, когда ушел в отставку с работы сборщика налогов на окраине Парижа. Художник-самоучка, он восхищался работами французских академиков Вильяма Адольфа Бугро и Жана-Леона Жерома и сам стремился стать членом Академии. К сожалению, непрофессиональное качество работ Руссо не находило отклика в консерватизме академического искусства. Напротив, он стал популярен среди художников-авангардистов и писателей, таких как Пабло Пикассо, Роберт Делоне и Гийом Аполлинер. С 1886 по 1910 год он выставлялся в неофициальном Салоне независимых, а в 1905 году принял участие в Осеннем салоне вместе с фовистами.

Несмотря на то, что Руссо никогда не покидал Париж, сегодня он наиболее известен своими буйными и мечтательными сценами джунглей. "Игроки в футбол"- это попытка изобразить современную жизнь с участием четырех энтузиастов нового и популярного вида спорта. Регби-футбол пришел во Францию в конце 1870-х годов с Британских островов. На рубеже веков французы завоевали золотую медаль на 2-й Олимпиаде 1900 года в Париже. Их команда состояла в основном из игроков парижских клубов и провела свой первый по-настоящему международный матч в 1906 году против Англии.

На полотне четверо почти одинаковых мужчин развлекаются, вероятно, в парижском парке. Спортсмены выглядят как вырезанные куклы, их фигуры, казалось бы, приклеены к сцене в стиле коллажа. Двое игроков одеты в бело-голубую пижаму, в то время как два других игрока одеты в оранжево-желтую, все щеголяют подкрученными усами. Персонаж в центре, как полагают, является самим Руссо. Хотя эта работа известна как футболисты, на самом деле эти мужчины играют в регби. На этой картине нет солнца или луны, но Руссо включил свою фирменную форму круга, на этот раз в виде футбольного мяча. Все деревья в пейзаже выглядят одинаково, в то время как облака в небе обладают загадочной плотностью. В работе нет одноточечной перспективы, а головы мужчин немного маловаты для их тел. Это похоже на работу одаренного ребенка. Однако, несмотря на отсутствие традиционного мастерства, все эмоции присутствуют. Веселье, которое испытывают мужчины, очевидно.

Данная картина, по мнению специалистов, является единственной работой, в которой Руссо изобразил тела в движении. Жесты мужчин в бело-голубой одежде похожи на танцы. Холст вызывает много вопросов, среди которых игра футболистов в мяч руками, состав команды из четырех человек вместо одиннадцати.

Хотя художник прославился своими картинами в джунглях, футболисты обладают многими чертами, которые определили его нетренированный, неуклюжий стиль. Руссо утверждал, что у него "не было другого учителя, кроме природы", хотя он признавался, что получил некоторое руководство от двух признанных академических художников, а именно Феликса Огюста Клемана и Жана-Леона Жерома. Руссо часто критиковали за абсурдность масштаба предметов и фигур на его картинах. Действительно, странно искривленные конечности его неподвижных игроков в регби могут показаться наивными. Однако для многих отсутствие реальности в его работах было частью их очарования.

В 1982 году картину использовал чех Иржи Коларж для плаката чемпионата мира 1982 года в испанском городе Эльче.