Поль Синьяк - Площадь Лис, Сен-Тропе

Поль Синьяк - Площадь Лис, Сен-Тропе
Оригинальное название: Place des Lices, St. Tropez
Год создания: 1893
Месторасположение: Музей искусств Карнеги, Питтсбург
Характеристики: холст, масло. 65.4 x 81.9 см
Переезд Поля Синьяка в крошечный средиземноморский городок Сен-Тропе в 1892 году, через год после смерти его друга и наставника Жоржа Сёра, был продиктован отчасти его любовью к морю и парусному спорту, но главным образом его усталостью от беспокойной жизни в Париже и желанием изменить аспекты неоимпрессионизма. В начале 1890-х годов Синьяк стал находить, что усилия по расшифровке визуального опыта с помощью кропотливой пуантилистской техники все менее удовлетворительны. Он писал: "Я больше не буду беспокоиться о природе. Очень трудно правильно рисовать с натуры, где отвлекаешься на ее гармонию, на малейшее отражение... Я придаю все большее значение чистоте мазка..." Картина "Площадь Лис, Сен-Тропе" происходит из этого важного переходного периода в творчестве Синьяка. Это изображение величественных деревьев представляет сдвиг в выборе мотивов Синьяка, отход от постоянного движения парусников, облаков и воды к сравнительному стазису. Площадь Лис, расположенная в самом центре Сен-Тропе, сохранила свой сельский характер и по сей день. Но вместо того, чтобы показать игроков в боулз, которые уже играли в часы аперитива, Синьяк нарисовал старика, сидящего на скамейке под платанами и обращенного лицом к закату. Чувство безмятежности пронизывает этот холст; концепция едина с полностью выраженным ощущением гармонии, существующей между человеком и природой. Модернизм картины связан с ярко выраженным японским характером композиции, которая была удачно сопоставлена с гравюрой Хокусай "Вид на гору Фудзи через бамбуковую рощу". Действительно, орнаментальный эффект, создаваемый повторением платанов в мягких арабесках, неоспорим. Сильная стилизация стволов и листьев образует занавес из силуэтов деревьев, подсвеченных заходящим солнцем. Вечернее небо нежно очерчивает контуры листвы, сияя сквозь листья и испещряя землю пятнами света. Фиолетовые и оранжевые тона создают контраст между светом и тенью. Картина наполнена очевидными, но восхитительными контрастами, например, между семью большими платанами на переднем плане и единственным крошечным кипарисом на заднем плане. Синьяк также создает ассоциацию между кипарисом и сидящим человеком, каждый из которых является точкой опоры для форм, сбалансированных с обеих сторон. Перспективный эффект, создаваемый тройным рядом деревьев, нарушается стеной на заднем плане, которая объединяет и удерживает пространство холста.