Альфред Сислей - Вид на канал Сен-Мартен

Альфред Сислей - Вид на канал Сен-Мартен
Оригинальное название: Vue du canal Saint-Martin
Год создания: 1870
Месторасположение: Музей Орсе, Париж
Характеристики: холст, масло. 50 x 65 см
Альфред Сислей известен прежде всего по огромному количеству лесных и сельских пейзажей, но река Сена с ее многочисленными каналами и притоками неизменно присутствует на его живописных полотнах. Однако, если работы Моне в Аржантей, как правило, передают "развлекательный" характер реки, то картины Сены у Сислея отражают менее соблазнительную, но не менее эстетически насыщенную сторону повседневной рабочей жизни. Сислей должен считаться предшественником и создателем городских водных видов, поскольку среди его лучших и самых ранних изображений водных путей есть картина с видом типичного городского канала Сен-Мартен, разделяющего пополам правый берег Парижа. Пустой передний план с видом канала оживлен присутствием двух барж и фигурами людей в некотором отдалении. Структура канала по своей геометрической форме усеченной пирамиды и внешнему окружению схожа с другой работой художника под названием "Дорога де ла Машин, Лувесьен", написанной в 1873 году. Это не Париж больших бульваров, переполненных фланерами и покупателями, а рабочий район, прорезанный современной функциональной артерией. Широкий участок реки близ Басин-де-ла-Виллет по обе стороны окружен плотным рядом домов и складов, скрывающихся вдали за легкой дымкой. Канал залит ярким солнцем, которое, судя по теням, находится почти в зените. Но сильный ветер волнует воду, заставляя облака нестись по голубому небу. Относительное отсутствие листьев на деревьях и земле говорит, что сцена, вероятно, происходит в начале весны. Сислей захватывает момент, используя серебристую палитру синих и серых оттенков, сгущая краску для бликов на воде. Он почти наверняка набросал схему композиции заранее и, возможно, закончил бы затененные здания в студии, но свежесть света и его отражения указывают на то, что остальная часть картины была написана спонтанно на открытом воздухе, на пленэре. Как и его друг Клод Моне, Сислей хорошо знал о контрасте, который можно получить, сочетая подвижные формы, такие как вода или небо, с более устойчивыми конструкциями, мостами и зданиями. В этой приятной композиции он противопоставляет большое водное пространство линиям зданий по обеим сторонам канала, а также едва различимому мосту в конце. Солнечные блики на поверхности воды настолько реалистичны, что заставляют зрителя щуриться. Канал Сен-Мартен был нарисован в то время, когда Сислей прогрессировал по стилю от менее авантюрной ранней манеры, в основном под влиянием Камиля Коро и Гюстава Курбе, до зрелой техники, несущий безошибочный отпечаток уже хорошо определенного импрессионистского движения. Это проявляется в использовании прерывистого цвета, важности, придаваемой атмосферной синеве, и в том, как картина связана воедино проникающим повсюду светом. Здания и фигуры передаются лишь настолько, насколько это необходимо, чтобы показать эффект общей сиюминутности запечатленного момента. Хотя картина не является одной из самых известных пейзажных работ, она обладает нежной гармонией, которую вполне можно назвать лирической; здания, образующие ненавязчивую раму для неба и воды, окрашены с явным восторгом. В 1870 году эта работа вместе с картиной "Баржи на канале Сен-Мартен" были представлены в парижском Салоне, что снискало недовольство у его коллег по живописи.