Альфред Сислей - Вид на Монмартр с Сите-де-Флер

Альфред Сислей - Вид на Монмартр с Сите-де-Флер
Оригинальное название: Vue de Montmartre depuis la Cité des Fleurs aux Batignolles
Год создания: 1869
Месторасположение: Музей Гренобля, Гренобль
Характеристики: холст, масло. 70 x 116 см
Трудно отделить этот вид от последующих сцен Монмартра, написанных позднее Жаном-Франсуа Рафаэлли, Винсентом Ван Гогом, Полем Синьяком и Морисом Утрилло, которые наполнили квартал теми же маргинальными, грубыми и несовершенными качествами, присущими данному полотну. Связь Сислея с окрестностями была очевидна: он жил в доме 27 на улице Сите-де-Флер вместе со своей спутницей и их сыном. Мастерская Базиля располагалась в нескольких кварталах южнее, так же как и кафе Гербуа, известное место встречи Мане, Дега и молодых Моне и Ренуара. В отличие от плотно застроенного центра Парижа, район Монмартра казался просторным и открытым, с беспорядочной застройкой и атмосферой, хорошо описанной братьями Гонкур в романе "Жермини Ласерте": "Они поднимались по шоссе Клиньянкур и, подхваченные потоком жителей предместья, толпами спешивших хоть немного подышать свежим воздухом, шли по направлению к огромному полотнищу неба, вздымавшемуся прямо над мостовыми, над вершиной холма, между двумя рядами домов, и ничем не заслоненному, если его не загораживал остановившийся омнибус. Зной спадал, солнце освещало только крыши и трубы домов. От неба, которым, казалось, заканчивалась улица, веяло простором и свободой, словно из ворот, открытых в луга." Хотя Жорж Мишель, Добиньи и Йонгкинд уже написали виды Монмартра, по существу это были широкие романтичные пейзажи, не соответствующие суровому реализму Сислея. Ближайшую параллель можно обнаружить в работах Писсарро. В начале 1860-х годов он написал несколько осторожных видов квартала, и, что более важно, панорамные види Понтуаза конца 1860-х с их богатыми зелёными передними планами, постройками на среднем плане и серо-синим небом, пёстрым от облаков, оказавшими влияние на картины Сислея. Без сомнения, Сислей был знаком с пейзажами Писсарро по Салонам 1868 и 1869 годов, и он, возможно, мог посетить мастерскую художника. За работами Писсарро стоят прототипы Добиньи, Руссо и Коро, художников, которые также интересовали и вдохновляли Сислея. В 1892 году Сислей написал: "Какие художники мне нравятся? Если ограничить их современниками, то это Делакруа, Коро, Милле, Руссо и Курбе. Это те, кто любит природу и глубоко её чувствует."