Фредерик Базиль - Руфь и Вооз
Оригинальное название: Ruth et Booz
Год создания: 1870
Год создания: 1870
Месторасположение: Музей Фабра, Монпелье
Характеристики: холст, масло. 138 x 202 см
Характеристики: холст, масло. 138 x 202 см
Вскоре после завершения Салона 1870 года Базиль пишет своим родителям из Парижа, что работает над эскизами к "Руфи и Воозу", своей новой работе для Салона 1871 года, которую планирует начать в Монпелье, а завершить в парижской мастерской, как у него вошло в привычку. В день референдума 8 мая 1870 года, когда Наполеон III получил поддержку большинства французов, художник не голосовал, погрузившись в работу над двумя картинами. В письме Мэтру от 2 августа 1870 года он пишет, что живет в полном одиночестве в Мерик, занимаясь чтением и рисованием "Пейзажа реки Лез" и набросков к "Руфи и Воозу". Последнее произведение было основано в первую очередь на мистическом стихотворении "Спящий Вооз" из цикла "Легенда веков" Виктора Гюго, а лишь во вторую на библейском сюжете. Руфь - женщина-моавитянка, которая после смерти своего иудейского мужа сопровождает свекровь в Вифлеем, где собирает колосья пшеницы на поле Вооза, благочестивого человека и своего дальнего родственника. Вооз, видя благородство ее поведения, жениться на ней. В "Руфи" Базиля можно найти очевидное сходство с огромным шестиметровым полотном "Сон" Пюви де Шаванна, представленным в Салоне 1867 года. Обе работы обладают прямым символическим контекстом и близки по композиции. Однако, в отличии от "Сна" картина Базиля не была завершена. 16 августа 1870 года молодой человек отложил кисти в сторону и вызвался добровольцем при наборе солдат во французскую армию. В личной анкете он написал: "Базиль, Жан Фредерик, эсквайр, 28 лет, художник по призванию". При подготовке к выставке 2016 года "Руфь и Вооз" преподнесла искусствоведам удивительное открытие. При рентгеновском исследовании холста под слоем краски была обнаружена другая работа мастера, ранее считавшаяся утерянной. Это оказалась "Молодая женщина за пианино", написанная Базилем специально для Салона 1866 года, но отвергнутая жюри. Что послужило причиной закрашивания завершенной картины, остается загадкой. Это могла быть как простая экономия на холсте, так и неудовлетворенность автора получившимся результатом. Вместо "Женщины за пианино" Салон принял довольно скромный "Натюрморт с рыбой", а практика закрашивания готового холста проявилась у автора еще в нескольких работах.