Поль Сезанн - Мадам Сезанн в желтом кресле

Поль Сезанн - Мадам Сезанн в желтом кресле
Оригинальное название: Madame Cézanne au fauteuil jaune
Год создания: между 1888 - 1890
Месторасположение: Чикагский институт искусств, Чикаго
Характеристики: холст, масло. 80.9 x 64.9 см
За время длительных отношений Сезанн написал более двадцати портретов своей жены маслом в дополнение к многочисленным работам на бумаге. Сезанн познакомился с Гортензией Фике, девятнадцатилетней натурщицей, в 1869 году, но женился на ней только в 1886 году. В 1872 году Гортензия родила единственного общего сына Поля. Сезанн держал свои отношения с молодой женщиной в секрете от своего отца. Когда Луи-Огюст Сезанн узнал о связи своего сына с Гортензией и существовании внебрачного ребенка, он пригрозил лишить Сезанна содержания.

О Гортензии Фике известно не так уж много. Из всех портретов маслом, которые Сезанн написал между 1872 и 1892 годами, примерно на пятнадцати она изображена в кресле - неподвижная и безмолвная. Ей не нравился Прованс, и она никогда не понимала своего мужа. Чувство было взаимным. Сезанн вообще не понимал женщин, и она не была исключением. Гортензия предпочитала огни большого города югу Франции, поэтому большую часть времени они жили порознь. Летом в Эксе она послушно позировала своему мужу, но на этих портретах она изображена с отстраненным, непостижимым взглядом.

На данном полотне Гортензия одета в повседневное красное домашнее платье с воротником-шалью, длинными рукавами, и, возможно, капюшоном, чтобы защитить ее волосы при выходе в сад в прохладный день. Сложив руки на коленях, она сидит в кресле с высокой спинкой и цветочной обивкой - предмете дизайна семнадцатого века, ставшем неотъемлемой частью французских буржуазных домов. Монументальная и сдержанная, мадам Сезанн в желтом кресле - это портрет тихой домашней жизни.

Настоящая картина, написанная в парижской квартире на набережной Анжу 15, которую Сезанн снимал для своей семьи между 1888 и 1890 годами, является одним из четырех портретов. На трех полотнах модель сидит в кресле, на четвертом кресло заменено табуретом или пуфиком. В двух версиях Гортензия изображена с цветком в руках, тогда как в двух других, в том числе и в данной, ее руки сложены. Модель ничем не занята, смотрит прямо, ее окружает аскетичная обстановка. Фон не несет объяснения личности женщины, но при этом атмосфера подчеркивает ее характер.

В работе Сезанн использует три основных цвета - красный в платье, желтый в кресле, синий в стенах. Лицо мадам Сезанн окрашено множеством оттенков, но пурпурно-красный, желтый и синий сочетаются небольшими пятнами вокруг рта. Композиция была организована в виде серии горизонтальных и вертикальных линий и овалов. Овальная голова повторяет форму тела в пределах слегка изогнутых рук, рисунок обивки и кистей. Неподвижность позы и сдержанное выражение лица модели контрастируют с тонкой обработкой фона и стулом. Несмотря на очевидное сопротивление мадам Сезанн раскрыть что-либо о своих мыслях и чувствах, Сезанну удалось создать ее портрет, одновременно величественный, сложный и монументальный.

Тема Сезанна является воплощением современности, ее можно отнести к поджанру портретов жен художников девятнадцатого века. Хотя заглядывая в прошлое в поисках прецедента в картинах Рембрандта с изображением Саскии, концепция жены современного художника, от картин Камиллы Моне до изображений Амели Матисс, конкретно связана с изменением отношения к дому и буржуазной семейной жизни. Многочисленные портреты Гортензии Фике - временами нежные, временами тихо тревожащие - остаются своеобразным индикатором сложных ролей и позиций, которые художник принимает на себя в современной жизни.