Альфред Сислей - Берега реки Луан

Альфред Сислей - Берега реки Луан
Оригинальное название: Bords du Loing
Год создания: 1885
Месторасположение: Художественный музей Филадельфии, Филадельфия
Характеристики: холст, масло. 55.1 x 73.3 см
Сислей имел инстинктивную любовь к пейзажам, являясь чистейшим представителем импрессионизма по духу и форме благодаря выбору природных мотивов, обработке атмосферных вариаций, тонкости мазков и красок. Он неустанно выбирал предметом своих картин небо и воду, оживленные меняющимися отражениями света в пейзажах Парижа, региона Лувесьен и Марли-ле-Руа. Проявляя чувствительность к смене времен года, художник любил изображать весну с цветущими фруктовыми садами, но именно зимняя, заснеженная сельская местность особенно привлекала Сислея, чей сдержанный темперамент предпочитал тайну и тишину блеску солнечных пейзажей Ренуара. Художник на протяжении всей своей карьеры никогда не уставал рисовать извилистые реки и дороги, окруженные деревьями, постепенно исчезающими вдали.

Сислей в своих работах использовал многочисленные образцы фламандской и голландской живописи семнадцатого века, которые он, должно быть, изучал во время своих визитов в Лувр. В 1880 году художник поселился недалеко от Море-сюр-Луан, покоренный этой мирной и зеленой сельской местностью, которой он остался верен до конца своей жизни. С 1882 по 1885 год Сислей исследовал берега Луана. Между Море, средневековым провинциальным городом, и Сен-Мамесом, известным своим судостроением и традиционными развлечениями, у Сислея было множество смотровых площадок.

На данной картине представлена река Луан с растущими деревьями на обоих берегах и мост деревни Сен-Маммес на заднем плане. Справа изображена аллея, состоящая из нескольких рядов тополей с тонкими стволами и обильной листвой, созданной с помощью небольших штрихов, где доминируют тона зеленого. Использование тропы или реки, расположенной по диагонали от левого нижнего угла холста и поднимающейся вправо, является традиционным методом изображения пейзажа. По обеим сторонам реки, берега которой приближаются к горизонту и, кажется, упираются в деревенские постройки, растут многочисленные деревья, причем тополя справа, кажется, атакуют небо. Строение с красной крышей на ограниченной гамме зеленых оттенков придает красочные нотки. Плывущие по небу облака и растущие на левом берегу деревья отражают свои мягкие оттенки в скользящей глади реки. Сопоставление изображения реки и тропы, ведущей к городу на горизонте, усиливает эффект перспективы. Перед лицом этой густой природы под большими тополями, на берегах реки Луан, прекрасной, прозрачной, изменчивой, в Море Сислей достиг наибольших успехов в своем искусстве.

Небо - важный компонент искусства Сислея, чаще всего занимающее три четверти полотна, к которому он относился с заботой о пространственной истине. Сислей действительно считал, что небо не может быть просто фоном. Напротив, оно способствует не только приданию глубины плоскостям, оно также придает движение через свою форму, через расположение по отношению к предметам или композиции картины. Художник дорог, Сислей в еще большей степени художник воды, рек с тихими ручьями и берегами с растительностью. Его работы часто производят впечатление спокойствия и безмятежности. Сислей жил самоотверженной и глубокой жизнью любящего природу пейзажиста, далекого от общественной жизни. И, несмотря на страдания и горести, которые ему пришлось пережить, можно надеяться, что в бесконечные часы работы он испытал чистую радость забвения, познал умиротворенность и счастье, выраженные его творчеством истины и света.