Альфред Сислей - Берег реки в Сен-Маммесе

Альфред Сислей - Берег реки в Сен-Маммесе
Оригинальное название: La berge à Saint-Mammès
Год создания: 1884
Месторасположение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Характеристики: холст, масло. 50 x 65 см
Сислея особенно привлекала природная красота французской сельской местности, и в его работах часто изображены сцены реки Сены и окружающие городки. Этот район по сути является импрессионистским местом с нежным светом Иль-де-Франс, мягкими цветами и постоянно меняющимся небом северной Франции. Здесь находятся зеленые леса и пастбища, извилистые, обсаженные деревьями берега рек, каналы и узкие ручьи, широкие участки рек, старые каменные дома, церкви и мосты. Уникальная манера письма Сислея и тонкое использование цвета являются отличительными чертами его стиля.

Деревня Сен-Маммес идеально располагалась на слиянии двух рек Сены и Луана, в семидесяти километрах вверх по течению от Парижа, находясь на одном из основных перекрестков речного судоходства между Ла-Маншем, Атлантическим и Средиземноморским бассейнами. Как место встречи всех водных путей, пересекающих центральную Францию, с первых дней своего существования город был неразрывно связан с рекой. Благодаря своему стратегическому положению он стал одним из передовых центров баржевой деятельности в регионе и долгое время играл значительную роль в истории внутренних водных путей. Хотя Сислей никогда не жил в деревне Сен-Маммес, его, безусловно, привлекал этот регион и живописные возможности, которые он ему предлагал. Нарисовав в 1880-1881 годах многочисленные виды моста, берега реки и набережной Сен-Маммес, Сислей сосредоточил свое внимание на Луане и его канале, который соединялся с Сеной в Сен-Маммесе, а между 1882 и 1885 годами выполнил серию произведений, изображающих эту местность.

Почти не стремясь к эффектам воздушности, мимолетности и полупрозрачности, вошедшим в моду у импрессионистов, не заботясь о конкретном сюжете, Сислей сопоставлял плотные, звучные цвета. Поступая таким образом, он перекидывал мост к декоративности Пьера Боннара и Эдуарда Вюйяра. Художник стремился выразить гармонию, которая преобладает в любую погоду и в любое время суток между листвой, водой и небом, и ему это удалось. Он любил берега рек, опушки леса, города и деревни, проглядывающие сквозь раскидистые деревья, старые здания, утопающие в зелени, зимнее утреннее солнце и летние полдни.

Сислей, как и Моне, исследовал и развивал стиль импрессионизма в 1880-х и 1890-х годах. К концу 1870-х годов его манера письма стала более энергичной, а палитра - разнообразной. Сислей работал в любое время года и в любую погоду на прекрасных берегах Сены. Рельеф местности дал художнику новые конфигурации пространства, в которых далекие горизонты сочетаются с захватывающими видами внизу, линии неба, берега реки и уходящие вдаль тропинки перекрываются выразительными вертикалями и диагоналями, создавая плотно структурированные поверхности. Это становится особенно очевидным в его пейзажах, написанных зимой или ранней весной, до того, как летняя листва заслонит эти далеко идущие горизонты. Именно тогда небеса Сислея приобретают еще большее разнообразие и величие. С большей тонкостью, чем раньше, он определяет точное соотношение неба и силуэта земли. Он знает, как различать плоскости, упорядочивать облака, уменьшать или увеличивать их размах, чтобы создать гармонию, неотделимую от пейзажа внизу.

На данном полотне изображен небольшой участок реки Луан весной в солнечный день. На дальнем высоком берегу растут редкие деревья, среди которых угадываются одиночные строения. На переднем плане несколько фигур, скорее всего рабочие или рыбаки, заняты своим делом. В правой части расположен край рыбацкого сарая, далее виден мост через реку. Песчаный берег выполнен широкими мазками, по небу плывут белые облака с розоватым оттенком. В изображении воды густого синего цвета отсутствует присущая кисти Сислея прозрачность и легкость, но представлена ее изменчивость и быстрота течения. На данной картине вода ведет диалог с небом, перекликаясь и отражаясь одна в другом. Природа передана в собственном свете, и в этом улавливаются утонченность, спокойствие и прозрачность атмосферы.