Альфред Сислей - Натюрморт с цаплей
Оригинальное название: Le héron aux ailes déployées
Год создания: около 1867
Год создания: около 1867
Месторасположение: Музей Фабра, Монпелье
Характеристики: холст, масло. 79 x 97 см
Характеристики: холст, масло. 79 x 97 см
Данная работа появилась в результате необычного сеанса, в ходе которого Сислей и Базиль нарисовали натюрморты с мертвой цаплей в мастерской последнего, в то время как Ренуар зарисовал портрет Базиля за работой. Три картины свидетельствуют не только о взаимной дружбе, существующей между тремя молодыми художниками, но и об их взаимном восхищении творчеством Мане. Оба натюрморта и портрет Базиля основаны на стиле Мане - будь то выбор сюжета с натюрмортом, в котором преуспел Мане, или в жидком составе краски, виртуозно управляемым Мане, либо в гармоничной палитре, сочетающей серый и кремово-белый цвета, ставшие визитной карточкой Мане. Голубая цапля, сойка и сорока были приготовлены на столе в мастерской Базиля на улице Висконти. Встреча произошла в ноябре или декабре 1867 года, когда Базиль, Сислей и Ренуар находились в Париже. Базиль отсутствовал в столице с 20 мая по 3 ноября, переехав в свою новую мастерскую на улице Ла Кондамин в конце декабря 1867 года. Сислей провел лето 1867 года в Онфлёр, посетив Фонтенбло в середине октября и переехав в мастерскую Базиля на Ла Кондамин весной 1868 года, также как и Ренуар, деливший мастерскую на улице Висконти с конца февраля 1867 года, а затем переехавший на Ла Кондамин. Холсты Базиля и Ренуара датированы 1867 годом, а так как картина Сислея была написана в то же время, все три работы вполне могли быть созданы в ноябре или декабре этого года. Натюрморт - весьма редкий жанр в творчестве Сислея. Известно всего девять натюрмортов художника, причем четыре из них были написаны до 1970 года. Среди них прослеживается связь со школой натюрморта восемнадцатого века, главными представителями которой являлись Удри и Шарден. Интерес к их работам возрос в 1860-х годах, когда состоялась выставка живописи старого строя в галерее Мартине, а Лувр приобрел некоторые известные произведения Шардена для своей коллекции.