Новости импрессионизма : музеи : архив
Добавлено описание картины «Издевательство солдат над Иисусом» Эдуарда Мане

2016-07-22
Хотя творчество Эдуарда Мане часто связано с историей искусства, объектом его внимания становятся парки, кафе, ипподромы - вполне современные и светские места. Картина "Издевательство солдат над Иисусом" представляет собой экскурс в религиозные образы, стоящие особняком для Мане и его сверстников по французскому авангарду. Такая, явно эпического масштаба тема, выполненная в темных тонах, тесно связана с полотнами Старых мастеров. Тем не менее, ее трактовка отражает смелость Мане и пренебрежительное отношение к традициям. Здесь зритель сталкивается с очень человеческим и уязвимым Иисусом, чья участь уже предрешена. Мане изобразил момент, когда стражники издеваются над "царем иудейским", коля его шипами и накрывая багряницей. Хотя эти насмешки сопровождаются избиением, согласно евангельскому писанию три солдата, окруживших бледную и нагую фигуру Иисуса, выглядят двойственно. Один пристально смотрит на него, другой стоит на коленях с видимым уважением, а третий держит фиолетовую накидку, будто прикрывая ею наготу святого. Использование контрастных цветов, плоской формы и темной палитры с густо нанесенными пигментами краски усиливают глубокое и яркое впечатление от картины. Вместе со скандальной "Олимпией" картина была представлена на парижском Салоне 1860 года, где подверглась осуждению критиков за излишне "пошлых и невежественных" стражников и не обожествленного Иисуса.
Добавлено описание картины «На балконе» Мэри Кассат

2016-07-21
В период раннего импрессионизма Мэри Кассат в своем творчестве часто обращалась к теме публичной деятельности женщин среднего класса, будь то посещение театра или обыденное чаепитие. На первый взгляд, картина "На балконе", представленная на выставке импрессионистов 1880 года, показывает женщину в общественном месте. Однако синие перила балкона, видимые в верхней части картины, определяют замкнутое пространство с частным садом, а утреннее платье женщины указывает на интимность ее окружения. Кассат сигнализирует о ее современном характере через выбор материала для чтения: женщина внимательно читает газету, а не любовный роман восемнадцатого века. Близкий зритель остается незамеченным в момент отдыха на балконе: рука будто замерла, готовая перевернуть следующую страницу газеты. Яркий цветок, украшающий платье, свидетельствует о модном и комфортном состоянии нового среднего класса. Приватная обстановка и домашнее платье позволили художнице использовать более нежную палитру, типичную для импрессионистов. Даже находясь дома персонажи картин Мэри Кассат тесно связаны с современным миром, не растворяясь в придуманном сюжете.
Добавлено описание картины «В Йере, эффект дождя» Гюстава Кайботта

2016-07-21
В Йере располагался семейный особняк семьи Кайботта, окруженный прекрасными садами и цветниками. Неподалеку протекала река, ставшая объектом внимания художника в этой работе. Подобно более известной картине "Паркетчики", Кайботт уделяет особое внимание геометрической композиции и отражению света. Круги на воде от капель дождя кажутся предвестниками знаменитых "Кувшинок" Клода Моне, созданных намного позже. Гармоничный контраст с кругами формируют вертикальные стволы деревьев, отражающиеся в воде. Остается неясным, в какое время года была написана картина и начинается дождь или почти заканчивается. Композиция картины гармонична и сбалансирована. Диагональ бордюра на переднем плане напоминает японские гравюры, которые тогда входили в моду в Париже и его окрестностях. Прямые углы между горизонтом и вертикалями деревьев на фоне спокойной реки приводят к эффекту равновесия, к которому часто прибегал Эдгар Дега в своих работах. Гравийная дорога на переднем плане резко контрастирует с размытым берегом на другой стороне реки. Дома смутно просвечивают сквозь деревья, образуя своеобразное архитектурное взаимодействие с окружающей средой. Помещая этот эффект дождя в потрясающее природное окружение, Кайботт показывает красоту обыденных вещей, часто не замечаемых или ускользающих от внимания.
Добавлено описание картины «Цветущий сад в Сент-Адресс» Клода Моне

2016-07-20
Лето 1866 и 1867 годов Моне провел в курортном городке Сент-Адресс, где располагался родительский дом. Буйная растительность и живописные пейзажи приморского Сент-Адресс стали частой темой в ранних работах Моне. Яркие и чистые цвета на холсте воспроизводят безмятежное настроение юного художника, оказавшегося в красивом месте. Цветущие кусты роз на переднем плане служат своеобразной изгородью, за которой можно разглядеть часть семейного дома и одиноко стоящий кипарис. Полуденный солнечный свет слева оставляет неглубокие тени на траве, играет контрастами в мозаичных узорах цветущего кустарника. Мазки кисти на цветах настолько малы, что сродни стилю пуантилизм, появившемуся намного позднее. Этот почти классический по композиции пейзаж отличает смелая техника, характеризующая впоследствии движение художников-импрессионистов.
Добавлено описание картины «Пароход покидает Булонь» Эдуарда Мане

2016-07-18
Это одна из самых первых картин Эдуарда Мане, связанная с темой моря, к которой художник неоднократно возвращался. Отдыхая с семьей в Булонь-сюр-Мер и часто бывая в порту он нарисовал несколько этюдов, послуживших основой для трех или четырех картин, завершенных в парижской мастерской. Несмотря на смелые мазки кисти, близкие к каллиграфии, судна на полотне можно идентифицировать по типам. Пароход с гребными колесами по бокам рассекает канал, оставляя парусные лодки далеко позади. Из трубы парохода валит густой дым, а кильватерный след хорошо заметен по белым барашкам волн. Пожалуй, это наиболее абстрактное полотно из "морских" пейзажей Мане, близкое по композиции к японским гравюрам. Первоначально автор изобразил море и лишь затем добавил на него силуэты кораблей, воссозданные по предварительным наброскам.
Добавлено описание картины «Женщина читает» Мэри Кассат

2016-07-16
На картине изображена старшая сестра художницы Лидия, встречающаяся на большинстве ранних работ Кассат. Изображенная в профиль с газетой в руках, Лидия олицетворяет образ современной женщины, проявляющей интерес к окружающим ее событиям. К концу девятнадцатого века статус женщины резко растет, она получает право голоса, и Кассат наглядно демонстрирует это. Платье и лицо окрашены свободными и воздушными мазками, диагональ кресла при этом создает ассиметричный рисунок, близкий по композиции к японским гравюрам. Свойственная для импрессионистов палитра из белых, розовых, светло-голубых и зеленоватых тонов придает картине легкомысленное настроение, не совсем сочетающееся с серьезностью поднятой темы.
Добавлено описание картины «Обнаженная на диване» Гюстава Кайботта

2016-07-15
В 1880-х годах Кайботт создал серию этюдов мужского и женского ню, к которой относится и эта работа. Она уникальна из-за бескомпромиссного реализма в анатомических подробностях и явного сексуального подтекста. Женщина лежит на спине, ее кожа мертвенно-бледна, глаза закрыты, а лицо закрыто поднятой рукой. Другая рука замерла на груди, будто дразня зрителя. Она выглядит уставшей и отталкивающей, брошенная в изголовье одежда и ботинок на полу говорят о явной спешке. Слишком интимная сцена вызывает двойственное чувство близости и отдаления. Вероятно, модель могла быть любовницей Кайботта. Художник бросил вызов общепринятым нормам вкуса и морали, обожествляющих обнаженную натуру в академической живописи. Из-за своего откровенного содержания картина никогда не выставлялась и не продавалась при жизни Кайботта.
Добавлено описание картины «Мадам Камю» Эдгара Дега

2016-07-14
Портрет мадам Камю, также известный как "Мадам Камю в красном" и "Мадам Камю с веером", был представлен в официальном Салоне 1870 года, ставшим последним для Эдгара Дега. В преддверии выставки художник высказал свои предложения по ее улучшению в открытом письме, которое было проигнорировано. Мадам Камю, будучи женой доктора Камю, друга Мане и Дега, имела заслуженную репутацию великолепной пианистки. Ее любовь к японской живописи и культуре объясняет наличие веера в руках женщины и преимущественно красную палитру красок. Ее взгляд направлен на пианино, предмет ее страсти, также встречающийся в другом портрете Дега. Почти монохромная палитра с однородно залитыми поверхностями усиливает сходство с японскими гравюрами.
Добавлено описание картины «Мастерская Шуффенеккера» Поля Гогена

2016-07-14
Поль Гоген и Эмиль Шуффенеккер познакомились в 1872 году, когда оба работали на бирже. До начала 1890-х годов они часто встречались устраивая дружеские обеды и именно Шуффенеккер поддержал Гогена в его стремлении стать живописцем. От него же исходила идея устроить выставку в галерее Вольпини в 1889 году, оказавшую огромное влияние на молодых художников. Однако Гоген не стесняясь показывал свое презрение к "старому доброму Шуффенеккеру", в том числе и на этой картине. Работа над ней началась в январе 1889 года и продолжалась до весны следующего года. Этим объясняется различие между теплой одеждой Луизы, мадам Шуффенеккер, раскаленным камином и зеленым пейзажем за окном. Влияние Ван Гога проявляется в больших зонах двух контрастных цветов: желтого и голубого. Фигуры людей окрашены однородно, подобно японским гравюрам на стене комнаты. В образе двух детей в красных передниках присутствует мягкость и нежность. Этого нельзя сказать об их родителях. Луизу художник изобразил в виде угрюмого, даже злобного существа. Возможно Гоген был раздражен равнодушным приемом во время его визита в гости к Шуффенеккерам. Другой версией могло служить предположение о безуспешной попытке Гогена соблазнить женщину. Несколько символичных элементов подтверждают эту мысль. Два предыдущих портрета Луизы были выполнены в керамической рамке с изображением змея, символа искушения. В данной работе на руке женщины нарочито показано ее обручальное кольцо, а большие руки свидетельствуют о доминирующей роли матери и требовательной жены. Что касается Эмиля Шуффенеккера слева, то он выглядит слишком маленьким в своих больших тапочках. Взгляд художника кротко направлен на свою жену. Руки скрещены в угодливой позе, без каких-либо следов кисти. Гоген отрицает его статус художника и высмеивает как мужа. В обмен на преданность Шуффенеккера автор предлагает потомкам только красноречивый, но жестокий семейный портрет.
Добавлено описание картины «Рыбалка весной, Пон-де-Клиши» Винсента Ван Гога

2016-07-13
Техника живописи, в которой выполнена картина "Рыбалка весной, Пон-де-Клиши", свидетельствует о несомненной дружбе Винсента Ван Гога и Поля Синьяка. Весной 1886 года на последней выставке импрессионистов Ван Гог познакомился с работами Синьяка и Жоржа Сера. Синьяк был ярым сторонником неоимпрессионизма, представляя это течение как естественное развитие импрессионизма. Под влиянием Синьяка палитра Ван Гога становится ярче, мазки кисти - свободными, а темы для картин - более разнообразными. Местом создания данной работы является Сена в Пон-де-Клиши, рядом с Аньером, где Ван Гог и Синьяк несколько раз работали вместе. Солнце заливает холст, проникает сквозь листву деревьев, играет в бликах на воде. За счет грамотного использования светотени рыбацкие лодки приобретают объем и вес, а течение реки получает динамику и направление.
Добавлено описание картины «Семейство Беллели» Эдгара Дега

2016-07-11
В возрасте 22 лет Дега переезжает в Италию к родственникам по линии отца, где продолжает обучение живописи и знакомится с работами итальянских живописцев эпохи Возрождения. Именно в этот период жизни он создает первые наброски для семейного портрета Беллели: тети Лауры, ее мужа и двух дочерей, Джулии и Джованны. Барон Дженнаро Беллели, итальянский патриот, был изгнан из Неаполя и проживал во Флоренции. Его жена в трауре по отцу, умершему незадолго до этого и чей портрет можно видеть на стене комнаты. В 1860 году Джованне и Джулии исполнилось 7 и 10 лет. Их мать с подчеркнутым достоинством контрастирует с относительной отчужденностью отца. От портрета исходит некоторая напряженность, каждый член семьи изолирован от другого. Внушительные размеры картины, сдержанная палитра красок и использование зеркала в композиции усиливают угнетающую атмосферу изображения. Лишь маленькая собачка и одна из девочек, скрестив ноги под юбкой, все еще не поддались общему тяжелому настроению. Работа над картиной заняла почти десять лет, прежде чем она была показана в парижском Салоне 1867 года, где осталась незамеченной.
Добавлено описание картины «Портрет Эдуарда Блау» Фредерика Базиля

2016-07-11
В 1866 году благодаря работам "Девушка за роялем" и "Натюрморт с рыбой" у Базиля формируется свой собственный узнаваемый стиль. Еще две картины, датируемые этим же годом, "Портрет Эдуарда Блау" и "Горшечные растения" были показаны кузинам Лежосне и позднее, в 1868 году, представлены в Салоне. Первая из них является портретом друга художника, начинающего драматурга Эдуарда Блау. Зимой 1865 года они уже сотрудничали, совместно написав небольшую пьесу. Красно-зеленое кресло, в котором расположился Блау, можно увидеть на другой работе Базиля - холсте "Мастерская на улице Фюрстенберг". Незначительные различия между левой и правой стороной спинки кресла предполагают эффект бинокулярного зрения, предвосхищающий пространственные деформации Сезанна. Хотя взгляд Блау направлен чуть в сторону, необычная поза и отсутствие активности объясняет эту композицию, как специально созданную Базилем.
Добавлено описание картины «Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом)» Поля Гогена
.jpg)
2016-07-07
Это полотно, датируемое 1888 годом и написанное в Понт-Авене, является одним из самых известных среди работ Гогена. Бретонские женщины, одетые в свои традиционные национальные одежды, слушают библейскую проповедь, рассказывающую историю Иакова. Во время ночного бдения герою книги Бытия является Бог в лице ангела, с которым Иаков боролся до рассвета, требуя благословить его. В письме Ван Гогу художник пишет: "вера этих благочестивых женщин столь велика, что они видят чудесные события прошлого столь ярко, словно они происходят наяву". По традициям японских гравюр картина разделена по диагонали стволом большого дерева, отсекая реальный мир женщин от духовного. Корова в верхнем левом углу картины символизирует искупление, традиционно приносимую жертву у древних кельтов. Сильный контраст цветов влияет на перспективу, направляя внимание зрителей на сюжетную сцену. Интересно, что в профиле священника справа угадываются черты самого Гогена, в то время как женщина в центре похожа на Мадлен Бернар, возлюбленную художника. Это первая картина Гогена на религиозную тему, ставшая к тому же ярким примером нового течения в мире живописи - синтетизма.
Добавлено описание картины «Виноград, лимоны, груши и яблоки» Винсента Ван Гога

2016-07-05
Это одно из группы схожих полотен с сезонными фруктами, которые Винсент Ван Гог написал осенью 1887 года. В этих работах он сознательно упростил свою палитру, используя более яркие краски и нанося их широкими и густыми мазками. В данном натюрморте художник экспериментирует с использованием взаимоисключающих цветов: желтого и фиолетового, синего и оранжевого, красного и зеленого. Подобное сочетание создавало хроматическое напряжение композиции, которое усиливалось пульсирующими мазками на скатерти и вокруг плода. Вероятно, эта картина была представлена на небольшой выставке художников-авангардистов в конце 1887 года, где выставленные работы шутливо назвали "натюрмортами страсти".
Добавлено описание картины «Водопой в Марли» Альфреда Сислея

2016-07-04
В 1875 году Альфред Сислей переезжает в деревню Марли-ле-Руа, названную так из-за некогда расположенного там загородного королевского дворца Марли, построенного по заказу Людовика XIV. В 1806 году дворец был снесен, придя в полное запустение. Художник поселился на улице Абревуар рядом с бассейном, показанным в левой части холста. Бассейн был последним сохранившимся сооружением из многочисленных водных аттракционов, являющихся частью королевского парка. К моменту приезда Сислея в деревню бассейн использовался лишь как место для стирки одежды и водопоя лошадей. Из первоначальной группы импрессионистов, Сислей оставался наиболее ярым приверженцем пейзажей, созданных им вдоль протекания Сены, по праву названной колыбелью импрессионизма.
Добавлено описание картины «Натюрморт с рыбой» Фредерика Базиля

2016-07-04
Парижской художественный Салон 1866 года оказался переломным в творчестве Базиля и Моне. Оба художника готовили для своей первой выставки две амбициозные работы: "Девушка за роялем" Базиля и "Завтрак на траве" Моне. Но если картина Базиля была просто отвергнута жюри, то "Завтрак на траве" оказался не готовым к началу экспозиции. В итоге вниманию публики были предоставлены более скромные "Натюрморт с рыбой" и "Камилла" соответственно. Годом ранее Эдуард Мане уже показывал очень похожий натюрморт в галерее Луи Мартине. Картины Базиля и Мане имели много общего: мертвые рыбы разных размеров для создания пространства композиции и темная палитра красок с вкраплениями серебристых и розовато-оранжевых тонов. И если "Камилла" Моне привлекла внимание критиков, заставив говорить об авторе, как не об очередном пейзажисте, то натюрморт Базиля остался почти незамеченным. Один из рецензентов отметил "нехватку циркуляции воздуха", положительно оценив при этом "аппетитно выглядевшего карпа". При тщательной проработке деталей изображения картина была слишком проста, и автор признавал это.
Добавлено описание картины «Психея» Берты Моризо

2016-07-03
Женщины, совершающие свой туалет, часто были темой работ Моризо. Из восьми картин, написанных в 1876 году, четыре были на данную тему. Берта представила "Психею"на третьей выставке импрессионистов в 1877 году. На полотне изображена молодая женщина в кокетливой позе, глядящая в зеркало. Героиня полностью поглощена созерцанием самой себя. Она собрала свободное платье на талии, возможно, представляя себе эффект ношения корсета, ее левое плечо обнажено и обращено к зрителю. Свет, входящий из двух окон, которые обрамляют с обеих сторон зеркало, создает богатый диапазон белых тонов. Моризо использует мазки краски легко. Узор на ковре, диван справа и зеркало удивительно расплывчаты. Отражение девушки в зеркале предстает как картина внутри картины. Наклонное туалетное зеркало этого типа имело название Психея. Связь между работой Моризо и мифом о Психее на первый взгляд отсутствует. Женщина не одета как греческая богиня, да и Амур не представлен на полотне. И все же образ, созданный художницей, тесно связан с олицетворением женской души, доверчивой и самоотверженной. Как и во многих своих работах, на данном полотне Моризо пытается показать всю глубину женской психологии. Картину "Психея" можно рассматривать как освобождение женского самосознания и выражение женской сексуальности.
Добавлено описание картины «Шато Комблат, луг» Поля Синьяка
.jpg)
2016-07-02
Зеленый луг, заросший деревьями, отделен от деревенского дома невысокой изгородью. Широкий вид на долину заполняет оставшееся пространство. Тончайшие градации неба передают ощущение атмосферы и открытого пейзажа. На картине представлен вид на небольшой городок Шато Комблат в Оверни, центрального региона Франции. Поль Синьяк описал его в письме как "сказочная долина, заключенная между великолепными горами". Летом 1887 года он провел здесь около шести недель, работая на открытом воздухе и создав серию из пяти пейзажей Шато Комблат, не считая эскизов. Этот период совпал с началом движения неоимпрессионистов, что безусловно отразилось в творчестве Синьяка. Под влиянием Жоржа Сера автор с энтузиазмом принял кропотливый и требовательный метод живописи, под названием пуантилизм, заключающийся в нанесении маленьких точек чистых несмешанных цветов. При взгляде на холст точки формировали общую картину, смешивая цвета в глазах зрителя, а не на палитре художника.
Добавлено описание картины «Пейзаж в Лувесьенне» Альфреда Сислея

2016-07-01
Вместе с провозглашением Парижской коммуны в 1871 году Сислей оставляет столицу и переезжает в небольшую деревню Вуазен-Лувесьенн. За исключением его четырехмесячной поездки в Англию летом 1874 года, художник жил в Лувесьенне до конца 1874 года. В течении этого периода он вместе с Моне и Ренуаром изображали пейзажи Сены от Аржантей до лесов Марли. По картинам художников можно проследить их перемещение по региону Иль-де-Франс. В 1873 году большую часть времени Сислей провел в Лувесьенне, где был полностью поглощен созданием ландшафтов села и его окрестностей. Эта работа была написана в 1873 году неподалеку от этой деревни. Небольшая тропинка рассекает волнистое поле наискосок, а две человеческие фигуры бредут по ней, увлекая взгляд зрителя вглубь картины. Впрочем, пейзаж лишен каких-либо выделяющихся элементов, привлекающих внимание. Полосы травы на переднем плане сменяет полоса леса, раскинувшаяся на невысоком холме и переходящая в обширную область неба. В ранних работах автора, так же как и на этой картине, можно увидеть большие пространства с точным представлением перспективы. Также Сислей использовал приглушенную палитру, за счет нежных оттенков придающую каждому объекту пейзажа свежесть и натуральность.
Добавлено описание картины «Модистки» Поля Синьяка

2016-06-30
Картина "Модистки" Поля Синьяка имеет особое значение в истории французского импрессионизма. Синьяк представил картину на восьмой и последней выставке импрессионистов, состоявшейся весной 1886 года. Для нее была предназначена отдельная комната, описанная в программе выставки как "зал неоимпрессионистов". Течение отражало взгляды группы молодых художников, желающих "модернизировать" классический импрессионизм с научным подходом к цвету. Техника рисования неоимпрессионистов, получившая название пуантилизм, вызвала сенсацию. Показанные вместе с работой "Воскресный день на острове Гранд-Жатт" Жоржа-Пьера Сера, "Модистки" заставили публику по новому взглянуть на привычное искусство. Это была первая интерьерная сцена, написанная Синьяком в декабре 1885 года. В качестве моделей для картины выступили хорошо известные автору женщины. Одна из них, Берта Роблес, нагнувшаяся за упавшими ножницами, в прошлом уже работала модисткой. Сцена отражала мастерскую модисток в квартале Сантье, до сих пор считающимся швейным районом Парижа. Точное соответствие инструментов и жесты портних доказывали хорошее знакомство Синьяка с их работой. Цветовое решение композиции совпадало с широко известными на тот момент "Алжирскими женщинами" Эжена Делакруа. В феврале 1886 года Синьяк по совету Сера дополнил картину вторым слоем точек-мазков, создающих эффект разделения цветов.
Добавлено описание картины «Днем в Неаполе» Поля Сезанна

2016-06-29
Темой для этой картины послужили две другие, более ранние работы Сезанна. Отвергнутые жюри парижского Салона 1867 года, картины обладали всеми составляющими деталями "Днем в Неаполе" - обнаженная женщина и мужчина, лежащий на животе и курящий трубку, в то время как служанка входит с угощением в руках. Название картины продиктовано устойчивым мнением об Италии, как стране свободы, веселья и любви. Изображение эротических фантазий часто встречается на ранних картинах Сезанна, и эта работа не стала исключением. В первых акварельных набросках присутствуют служанка, занавешивающая жилище, и черная кошка, словно списанные с "Олимпии" Эдуарда Мане. В то же время на Сезанна могла повлиять картина "Женщина с попугаем" Гюстава Курбе, показанная в Салоне 1866 года. В финальном варианте композиции автор убрал черную кошку, а служанку заменил на чернокожую женщину в красной набедренной повязке. Новый экзотический мотив и цветовая насыщенность почти наверняка были внесены в унисон с холстом "Алжирские женщины»" Эжена Делакруа. В технике рисования, приближенной к стилю импрессионистов, угадывается влияние Камиля Писсарро, тесно сотрудничавшего с Сезанном в 1872-1874 годы.
Добавлено описание картины «Нападение в джунглях» Анри Руссо

2016-06-28
Это первая картина Анри Руссо на тему джунглей, благодаря которой он получил широкую известность. В 1891 году картина была показана в Салоне независимых под названием "Сюрприз!". Позднее художник описал композицию как нападение тигра на группу исследователей. Сам Руссо утверждал, что идеи для сцен с джунглями он черпал из своей службы в Мексике полковым музыкантом в 1860-м году. На самом деле он никогда не покидал границ Франции. Скорее всего Руссо вдохновили пешие прогулки по ботаническим садам Парижа и пастельные рисунки Эжена Делакруа. Картина показывает тигра, освещенного вспышкой молнии в момент, когда тот готовится к прыжку на свою жертву в разгар бушующего шторма. Несмотря на кажущуюся простоту картины, для изображения буйной растительности джунглей Руссо выработал собственный стиль в тщательном послойном заполнении пространства холста большим количеством фантастических растений зеленых оттенков. Для передачи проливного дождя он также разработал метод, заключающийся в нанесении серебристых линий краски по диагонали через всю композицию. Хотя картина "Нападение в джунглях" принесла Руссо первое признание и он ежегодно выставлял свои новые работы в Салоне независимых, к экзотической теме джунглей Руссо вернулся лишь через семь лет, в 1898 году. Ныне утерянное полотно "Борьба за жизнь" вновь вызвало нелестные отзывы критиков за излишнюю "наивность" и простоту. С течением времени негативное отношение к картинам Руссо сменилось на восторженное. Вероятно, этому способствовали тропические мотивы в картинах Поля Гогена, а также увеличивающаяся популярность колониальной экспансии Франции.
Добавлено описание картины «Букет цветов в голубой вазе» Поля Сезанна

2016-06-24
Период написания картины относится к тому времени, когда Сезанн оказался под влиянием художников-импрессионистов. Его знакомство с работами Моне, Ренуара и особенно Писсарро привело к поискам своего собственного стиля, сочетающего классические основы живописи и современный "сиюминутный" взгляд на мир. Мрачные работы 1860-х сменили светлые и воздушные картины, созданные под впечатлением от увиденного. Данный натюрморт наглядно демонстрирует это перерождение Сезанна. Написанный в Овер-сюр-Уаз в середине 1870-х, где Сезанн часто общался с Писсарро, натюрморт представляет плотную и определенную композицию с интересной световой окраской. В палитре красок преобладают зеленые, бордовые и кремовые цвета непременно светлых оттенков. Пятна света вибрируют и оживляют букет цветов, заставляя чувствовать его объем и фактуру. Нейтральный фон и четкая линия стола усиливают этот визуальный эффект.
Добавлено описание картины «Прогулка в лесу» Анри Руссо

2016-06-22
Тема леса не раз поднималась Руссо, особенно преобладая в ранних работах художника. И вновь деревья занимают большую часть пространства холста, опутывая его паутиной тщательно выписанных ветвей. На фоне этого недвижимого и даже зловещего леса одиноко стоит молодая женщина. На ее лице испуг, правая рука держит зонтик, а левая прижата к груди. В чертах женщины можно узнать Клеманс, первую жену художника. К моменту написания картины она тяжело болела туберкулезом и показанный жест мог указывать на ее недуг. В образе дамы угадывается стиль рококо, с которым Руссо познакомился во время своих частых визитов в Лувр. Его попытки научиться академической живописи остались безрезультатными. В каждой его картине чувствуется собственный стиль: необычная цветовая гамма, сочетание вымышленной и реальной флоры, композиция без перспективы стали визитной карточкой Анри Руссо.
Добавлено описание картины «Утиный пруд» Пьера Огюста Ренуара

2016-06-21
Первым ярким примером сотрудничества Ренуара и Моне стало небольшое речное кафе "Лягушатник", собственные версии которого художники нарисовали в 1869 году. При внимательном анализе этих произведений становится ясно, что Моне - художник света и воды, а Ренуар - живописец "человеческих форм". Осенью 1873 года они вновь остановились на одной теме - изображении утиного пруда близ Аржантей. В ходе их совместного пленэра было нарисовано три картины, два варианта Моне и один Ренуара. Сравнивая поразительно схожие пейзажи, видно желание авторов показать природу во всем ее многообразии. Кажется, что ветви деревьев колышутся на ветру, а поверхность воды покрыта мелкой рябью волн. От обеих картин веет беспокойством, что первые критики импрессионистов сочли отражением бед современного городского общества. Камиль Писсарро, без сомнения видевший эти работы, летом 1874 года также создал серию картин, демонстрирующих утиный пруд в сельской Бретани. Всем трем художникам пришлись по душе живописные сцены сельской жизни, как альтернатива изображения типичных цветочных клумб и лодочных прогулок.
Добавлено описание картины «Изгородь» Камиля Писсарро

2016-06-20
Писсарро, бывший приверженцем социалистических принципов, отождествлял себя с крестьянами и землей, на которой они работали. В 1860-х годах он вместе с семьей перебрался из Парижа в Лувесьен, одну из множества деревень, расположенных недалеко от столицы. В то время как многие коллеги-импрессионисты выбирали сюжеты для картин из современной жизни и развлечений, даже если они находились в провинции, Писсарро в силу своего возраста чаще обращался к сельскому образу жизни, изобразив на данной картине изгородь и крестьян, отдыхающих между работой. Некоторые современники критиковали его за эту незамысловатую простоту. Один из них писал: "Он имеет дурное пристрастие к огороду и не стесняясь нарисует кочан капусты". В начале 1870-х Писсарро создал несколько картин, наиболее приближенных к стилю импрессионистов. Как и эта картина, они были нарисованы на месте за один сеанс. Краска наносилась быстро, густая в одних местах, и тонкая в других. На деревьях можно разглядеть мазок кисти, положенный поверх другого, тем самым создающий впечатление все еще сырой краски.
Добавлено описание картины «Лиза в белой шали» Пьера Огюста Ренуара

2016-06-16
Считается, что это последний портрет Лизы Трео, написанный Ренуаром перед их расставанием. В начале творческой карьеры Лиза была любимой моделью художника, чаще всего появляясь в портретных и сюжетных сценах. За несколько лет их творческого союза было создано около 20 картин с ее участием. 24 апреля 1872 года Лиза Трео выходит замуж за молодого архитектора Жоржа Бриера де Лиля. Этот сентиментальный портрет вероятно был свадебным подарком Ренуара. Белая шаль, наброшенная на голову, придает девушке скромность, а жест руки акцентирует внимание зрителя на лице с большими темными глазами. Довольно крупный план портрета подтверждает духовную близость Трео и Ренуара. Картины "Лиза за вышивкой" и "Лиза в белой шали" находились в собственности Трео и ее семьи вплоть до их передачи в музей.
Добавлено описание картины «Хрустальный дворец» Камиля Писсарро

2016-06-15
За время своего проживания в Лондоне, Камиль Писсарро не мог пройти мимо Хрустального дворца - великолепного сооружения из стекла и металла. Первоначально построенный к Всемирной выставке 1851 года непрофессиональным архитектором Джозефом Пакстоном, выставочный зал вмещал до 14 тысяч посетителей. После завершения выставки Дворец был разобран и перенесен в Сиднем-Хилл, южное предместье Лондона. Удивительно, что крупнейшему на тот момент в мире сооружению Писсарро предоставил только часть холста, разместив справа недавно построенные дома и прогуливающихся горожан в центре композиции. Возможно, художника пленила игра солнечного света на двух совершенно разных строениях, разделенных дорогой. Тем самым Писсарро создал яркий контраст между величественным зданием Пакстона и рядом обычных домов, сосредоточившись на атмосфере, а не на несоответствии масштабов. Окрасив Хрустальный дворец в голубые, почти прозрачные тона, смешанные с облачным небом, Писсарро противопоставил им темный цвет тяжелых кирпичных домов.
Добавлено описание картины «Олимпия» Эдуарда Мане

2016-06-09
Вслед за "Завтраком на траве" Эдуард Мане продолжил шокировать публику своей "Олимпией". Моделью для картины вновь выступила любимая на тот момент модель Мане 19-летняя Викторина Меран. Обнаженная женщина лежит на кровати, у которой склонилась темнокожая служанка с букетом цветов. Взгляд женщины без стеснения устремлен на предполагаемого зрителя. Ряд признаков указывает, что Олимпия без сомнения являлась проституткой. Цветок розовой орхидеи в волосах, браслет и серьги, восточное покрывало на кровати говорят о богатстве и чувственности. Черная ленточка на шее резко контрастирует с бледной кожей, а скинутая туфелька подчеркивает сладострастность сцены. К тому же Олимпией часто нарицательно называли проституток в Париже 1860-х годов. Прообразом для создания композиции могла служить картина "Венера Урбинская" Тициана, написанная им в 1538 году. Но если Венера Тициана левой рукой пытается завлечь незадачливого зрителя, то жест Олимпии может быть истолкован как приглашение заплатить в обмен за сексуальную независимость. Маленькую собачку (символ верности) Мане заменил на черную кошку, которая традиционно символизировала проституцию. Похожие картины с обнаженной женщиной и темнокожим слугой можно найти у Жана Огюста Энгра, Леона Бенувиля и Шарля Жалабера. Но главным отличием от других картин было то, что Мане изобразил не богиню или одалиску, а первоклассную проститутку, ожидающую очередного клиента. Художником опять была поднята запретная тема в обществе, что вызвало непонимание и скандал. Впервые представленная на Парижском салоне 1865 года, "Олимпия" была признана аморальной и вульгарной. Толпы зрителей приходили исключительно на "Олимпию", высмеивая и оскорбляя автора. Эдгар Дега признал, что "мужество, проявленное Мане, сравнимо только с мужеством полководца Гарибальди".
Добавлено описание картины «Женщина с жемчужным ожерельем в ложе» Мэри Кассат

2016-06-08
В конце 1870-х годов Кассат создала ряд театральных сцен, тем самым показывая свой интерес к ночной жизни горожан, разделяемый многими импрессионистами. На холсте изображена старшая сестра художницы Лидия, сидящая перед большим зеркалом. В отражении можно увидеть балкон Парижской оперы Гарнье, построенной за несколько лет до написания портрета. Картина восхищает неспешными мазками кисти и умелым построением композиции. Кассат смело размещает фигуру на переднем плане, показывая окружающий ее мир в зеркальном отражении. В манере письма и отображении телесных тонов при искусственном освещении видно сильное влияние Эдгара Дега, друга и наставника Кассат. В 1879 году картина была представлена на четвертой выставке импрессионистов, где получила всеобщее признание.
Добавлено описание картины «Завтрак на траве» Эдуарда Мане

2016-06-07
Картина "Завтрак на траве", также представленная в Салоне как "Купание", является наиболее вызывающей и знаковой картиной Эдуарда Мане. На холсте изображены двое полностью одетых мужчин и обнаженная женщина, расположившиеся на лесной поляне для пикника. Тело женщины ярко освещено, ее взгляд направлен на зрителя. Мужчины, одетые по последней моде того времени, вовлечены в беседу и не замечают женщину. Перед ними лежит женская одежда, корзина с фруктами и круглая хлебная лепешка. На заднем плане полуобнаженная женщина купается в ручье. Ее фигура непропорционально велика и кажется, что она парит над остальными участниками сцены. Четко окрашенный фон создает впечатление, что картина была написана не на открытом воздухе, а в мастерской. Это впечатление усиливается благодаря использованию резкого "фотографического" освещения, не создающего полутеней. Мужчина справа носит шапку с кисточкой, которую, как правило, носили только в помещении. Местом создания картины мог стать Сент-Уэн, находящийся недалеко от Женвилье, родного города Мане. В качестве моделей художник выбрал своих родственников и знакомых. Для женского образа ему позировала Викторина Меран, также позировавшая для последующей "Олимпии". В мужчине справа можно узнать черты родных братьев, Эжена и Густава Мане. Мужчина слева - Фердинанд Леенхофф, датский архитектор и будущий шурин художника. Несмотря на обыденный сюжет, Мане сознательно выбрал большой размер холста, часто использовавшийся для изображения исторических, религиозных или мифологических сцен. Стиль написания картины нарушал все академические традиции своего времени. Мазки кисти хорошо видны, некоторые части сцены кажутся незавершенными. Сам сюжет картины оскорблял чувства зрителей, не понимавших и не принимавших изображенную сцену. К тому времени проституция в Булонском лесу Парижа получила широкую известность, однако отражение этой темы в живописи было под запретом. Открыто показав сексуальность, нарушавшую этические и эстетические нормы общества, Мане оказался в центре внимания возмущенной общественности. Отсутствие связей между персонажами, абсурдность сюжета и контрастная цветовая палитра шокировали критиков. Не принятая жюри Парижского салона 1863 года, картина "Завтрак на траве" вместе с двумя другими работами Мане была представлена в Салоне отверженных, параллельной официальной французской выставке.
Добавлено описание картины «Женщина с веером» Мэри Кассат

2016-06-02
Это второй портрет мисс Мэри Эллисон, с которой Кассат познакомилась через их общую знакомую Луизу Уолдрон, феминистку и покровительницу художницы. Первый портрет был нарисован в 1877 году и представлял девушку, занятую вышивкой. Изображенная на втором портрете женщина держит веер, меланхоличный взгляд в сторону передает ее созерцательное настроение. Зеркало за спиной Эллисон было сознательно использовано Кассат для расширения зрительного пространства композиции и включения невидимых для зрителя областей. Стиль картины наиболее близок к технике письма импрессионистов. Мазки кисти открыты и эскизны, что способствует преобладанию художественной композиции над отдельными элементами картины.
Добавлено описание картины «Интерьер (Изнасилование)» Эдгара Дега
.jpg)
2016-06-01
Картина "Интерьер", написанная в период поиска новых художественных течений, является одним из самых интригующих произведений Эдгара Дега. В полутемной спальне изображены две человеческие фигуры, мужчина и женщина. Призрачная фигура мужчины отбрасывает зловещую тень на закрытую за ним дверь. Он наблюдает за полуобнаженной женщиной, стоящей к нему спиной. На круглом столе в центре комнаты стоит лампа, являющаяся единственным источником света. Рядом с ней лежит открытый чемодан с выступающей одеждой. На полу можно заметить женский корсет. Односпальная кровать в углу комнаты кажется нетронутой. Впервые представленная широкой публике в 1905 году, почти через 35 лет после написания, картина получила название "Интерьер", хотя многие друзья Дега называли ее как "Изнасилование". Театральный характер сцены подразумевает ее литературный источник, однако ни один сюжет не вызвал всеобщее признание искусствоведов. Наиболее популярной версией считается отсылка к роману Эмиля Золя "Тереза Ракен", рассказывающего историю девушки-сироты и ее неудачного замужества. Сам Дега никогда не признавал эту связь. По его словам, картина прежде всего являлась исследованием эффектов ночного освещения в интерьере.
Добавлено описание картины «Арлезианки (Мистраль)» Поля Гогена
.jpg)
2016-05-31
Эта картина была написана в Арле, где Поль Гоген и Винсент Ван Гог жили и работали вместе в течении двух месяцев. Из окна их желтого дома открывался вид на общественный парк, изображенный на картине. Фонтан, скамейка и конические кустарники, съежившиеся от холода, сгруппированы в правой части композиции. Гоген сознательно упростил многие элементы сцены, игнорируя реализм и перспективу. Одна из женщин слева напоминает мадам Жину, хозяйку местного кафе. Она прижимает рукой платок ко рту, защищаясь им от холодного северного ветра, известного в регионе как "мистраль". Опущенные пустые глаза женщин-арлезианок, их темная одежда предполагают, что они участвуют в траурной церемонии. Вид на происходящее от третьего лица усиливает таинственность и энергетику картины.
Добавлено описание картины «Парад» Эдгара Дега

2016-05-30
В своем творчестве Дега часто обращался к теме скачек, черпая вдохновение из образа жизни своих современников. Во второй половине XIX века ипподромы стали необычайно популярны среди парижской буржуазии, к которой безусловно относился и Дега. Также на его увлечение лошадьми повлияли такие известные художники, как Уччелло, Гоццоли и Ван Дейк. Картина "Парад" или "Скачки перед трибунами", написанная между 1866-1868 годами, стала одним из первых творений Дега на эту тему. Автор передает атмосферу ипподрома, где лишь нервные движения последней лошади указывают на неизбежность начала скачек. Он сознательно игнорирует элементы, определяющие место проведения скачек и владельцев лошадей, сосредоточившись на силуэтах жокеев и их расположении перед стартом. Контрастный свет полуденного солнца и длинные тени от лошадей переводят внимание зрителя к центру картины, где галопирует один из жокеев. Остальные всадники замерли, также как и толпа зрителей на трибунах, в ожидании предстоящего представления.
Добавлено описание картины «Алискамп» Поля Гогена

2016-05-24
В октябре 1888 года Гоген по приглашению своего друга Винсента Ван Гога прибыл в Арль, городок на юго-востоке Франции. В течение нескольких месяцев художники рисовали окружающие место пейзажи. Картина "Алискамп" с пылающими осенними красками, вероятно, является одним из первых полотен Гогена, написанных в Арле. На картине изображен римский некрополь Алискамп, освященный в III веке Святым Трофимом, первым епископом Арля. К XIX веку от древнего некрополя осталась только кипарисовая аллея и несколько пустых саркофагов. Гоген полностью исключил все исторические связи, оставив лишь башню с куполом и часть романской церкви Сент-Оноре, построенной на месте древнего захоронения. Никаких саркофагов не видно, только поле, лес и канал, вдоль которого идут две женщины и мужчина. Гоген, не считавший арлезианок особо привлекательными, иронически окрестил картину "Пейзаж или Три грации у храма Венеры", отсылая ее Тео Ван Гогу, своему арт-дилеру и брату Винсента. Сопоставление мазков и штрихов на холсте характерно для синтетизма Поля Гогена, художественного течения внутри постимпрессионизма. Мазки кисти, скопированные у Сезанна, позволили показать иллюзорный мотив картины без реалий окружающего мира. Насыщенные оттенки краски также являются субъективной и художественной интерпретацией пейзажа художником. Этот безмятежный вид на Алискамп резко контрастирует с мрачными картинами Ван Гога, обращенными к этому месту.
Добавлено описание картины «Берег реки весной» Винсента Ван Гога

2016-05-23
Светлые, чистые тона и свободные мазки на этой картине берега Сены характеризуют творчество Винсента Ван Гога после переезда из Голландии в Париж. В этот период жизни его увлекают художественные приемы импрессионистов и неоимпрессионистов, в частности, пуантилизм. С началом весны 1887 года Ван Гог предпочитает выбираться за пределы городского центра, сменив Рю Лепик и Монмартр на бульвар Клиши, расположенный на южном берегу Сены. Картина "Берег реки весной", также известная как "Сена у моста Клиши весной", стала одной из серии работ, объединенных "речной" темой. Мост Клиши, построенный в 1874 году, становится важной частью полотен живописца. Следы красной краски, заметные по краям холста, являются остатками от яркой красной рамки. Такую же рамку можно встретить на двух других пейзажах схожего размера, вместе являющихся своеобразным триптихом художника.
Добавлено описание картины «Портрет молодой женщины в интерьере» Гюстава Кайботта

2016-05-15
Кайботт, выступая как передовой художник, на портретах изображал не известных мужчин и прекрасных женщин, как было принято ранее, а стремился показывать обычных людей в социальных ситуациях на улицах или домах. На данной картине автор запечатлел свою спутницу Шарлотту Хаген у себя дома в квартире на улице Миромениль, служащей сценой для многих его известных работ, среди которых есть "Паркетчики". Сидящая в буржуазном интерьере с позолоченной отделкой, дама естественна и расслабленна, взгляд ее отстранен, как будто она слушает разговор хорошо известных ей друзей. Одета женщина в простое, но модное пальто. Сидящая расслабленно женщина на мягких диванах или креслах была излюбленной темой художников-импрессионистов в 1870-х годах. Кайботт неоднократно рисовал женские портреты в домашних внутренних пространствах, вероятно, намекая на то, что женщинам в буржуазном обществе приходилось терпеть угнетение замкнутой семейной жизни. Во взгляде модели, в жесте ее руки, одновременно и открытой, и скрытой можно предположить личностные отношения к художнику. Шарлотта Хаген была секретом Кайботта, они стали вместе жить только после смерти родителей, так как это было социально неприемлемое сожительство в буржуазной среде того времени. Кайботт рисовал свою подругу несколько раз, в том числе дерзкое, почти в натуральную величину изображение обнаженной на диване, где женщина прячется за свою руку в попытке не быть узнанной. Также молодую женщину можно видеть на картине "Мост Европы", где она направляется в сторону зрителя в тени сопровождающего ее денди. Данная картина была одной из восьми отобранных работ художника для четвертой выставки импрессионистов в 1879 году и была представлена под названием "Портрет мадам Х".
Добавлено описание картины «Мороз в Лувесьенне» Альфреда Сислея

2016-05-14
С 1872 до начала 1875 годов Сислей с семьей жил в деревне Вуазен-Лувесьенн, где он снимал двухэтажный дом по адресу Рю де ля Принцесса, 2. Городок Лувесьен расположен около тридцати километров к западу от столицы и примерно в десяти километрах к северу от Версаля. Деревушка Вуазен отличается извилистыми дорогами, которые ведут вниз к берегу Сены. Сислей жил рядом с домом, занимаемым Ренуаром, одним из его ближайших друзей, и два мужчины часто рисовали вместе окрестные красоты. Писсаро также жил поблизости с 1869 года. Во время своего пребывания в Лувесьенне Сислей изобразил ряд деревенских сцен, его извилистые улочки и тенистые дороги, часто оправлялся гулять в соседние Вильнев-ла-Гаренн, Аржантей и Иль-де-ла-Гранд-Жатт в поисках новых сюжетов. Художник пытался захватить влияние сезона, погоды и времени суток на местность и экспериментировать с эффектом света и цвета. В то время, как другие художники, такие как Моне и Ренуар, предпочитали изображать летние и солнечные сцены, Сислей открыл зимние и снежные пейзажи. На данной картине представлен городок в морозный солнечный день. Земля покрыта тонким слоем инея, свежий воздух хрустит от легкого ветра, два человека беседуют о житейских проблемах. Серое небо контрастирует с оранжевым солнцем, освещающим деревья и дома. Изображение мороза стало трудной задачей для художника, которая требовала высокой степени наблюдения и редкой способности рисовать атмосферу.
Добавлено описание картины «В столовой» Берты Моризо

2016-05-09
Моризо изобразила женскую фигуру в столовой в центре картины. В работе использованы спокойные синие, розовые, коричневые, фиолетовые и серые мазки. Девушка одета в до щиколоток черное платье с серыми рукавами, воротник застегнут на пуговицы до подбородка, волосы собраны в высокий пучок. Белый фартук обхватывает ее талию, показывая на ее роль прислуги в домашней сфере. Окно справа от женщины изображено белыми, желтыми, зелеными и серыми штрихами, через стекло проглядывает красный дом вдали. Руки героини чем-то заняты, вероятно, она выполняет работу на кухне и держит миску, о чем свидетельствует и открытая дверца шкафа. Справа на столе стоит ваза с фруктами, у ног женщины сидит маленькая белая собачка, которая подчеркивает семейственность внутреннего пространства. Пол покрашен мазками коричневого и синего цветов и кажется светоотражающим с яркими белыми и желтыми штрихами. Пространство слева от фигуры более сумбурное из-за разбросанных кистью мазков. Тем не менее понятно, что в левой части стоит шкаф с посудой и стеклянной дверью. Женщина показана в привычной, комфортной для нее обстановке, столовая кажется теплой и обжитой. Эта картина приглашает зрителя заглянуть в интерьер XIX века и увидеть спокойную семейную жизнь с ее эмоциями и секретами.
Добавлено описание картины «Парижская улица в дождливую погоду» Гюстава Кайботта

2016-05-08
Полотно "Парижская улица в дождливую погоду", пожалуй, одна из самых узнаваемых картин XIX века, на которой изображен интригующий вид менее оптимистичной стороны Парижа. По этой работе понятно, что стиль Кайботта не характерен для импрессионизма. Упор на скорость и энергию города здесь заменены на тревожное спокойствие. Художник выражает увеличение социальной напряженности, вызванное быстрой "Османизацией" Парижа, которая проходила в течение его жизни в результате социальных и классовых различий. Хоть стиль Кайботта отличается от работ художников-импрессионистов, но Гюстав следует многим правилам и характеристикам этого направления. Его интерес в представлении света наиболее виден в тенях, в камне мостовой. Камни состоят из нескольких различных цветов, которые, объединяясь, создают серый оттенок. Реконструкция Парижа была направлена на расширение улиц, что позволило бы капитализму лучше развиваться. Город был большой, но люди эмоционально отдалялись друг от друга, появилось понятие "одиночество в толпе". На картине художник так расположил фигуры, чтобы подчеркнуть социальную напряженность. Изображенная площадь - это перекресток возле вокзала Сен-Лазар в богатом районе около собственного дома Кайботта. Вопреки изображению, это не особо большое пространство, художник увеличил размеры площади как метафору возрастающей эмоциональной и социальной дистанции между людьми. Строительные леса в отдалении улицы говорят, что город еще продолжает меняться. Фонарный столб в центре разделяет картину на две части. Каждая из фигур кажется потерянной или находящейся в ловушке своего собственного мира. Даже мужчина и женщина, идущие под руку на переднем плане, не смотрят друг на друга, между ними не чувствуется связи. Люди, идущие по тротуару, не проявляют интереса к окружающим, зонтики еще более подчеркивают отгороженность и замкнутость фигур. Картина в целом проникнута чувством неловкости. Кайботт использовал всю свою деликатность и мастерство, чтобы создать потрясающее изображение человека без взаимоотношений, которое блестяще отражает настроение своего времени.
Добавлено описание картины «Наводнение в Порт-Марли» Альфреда Сислея

2016-05-05
Наводнение, произошедшее ранней весной 1872 года, привело Сислея в Порт-Марли, небольшую деревню на берегу Сены близ Лувесьенна, родины художника. Вместо драматических и живописных сцен разыгравшейся стихии, внимание художника привлекло визуальное отображение дождя, туч и воды, залившей улицы. Композиция картины традиционна. Ресторан "Святой Николай" слева и вертикальный пилон справа задают границы центра картины с деревьями и холмами вдалеке. Вероятно, картина была нарисована за один сеанс. Сислей использует большой спектр приглушенных цветов и оттенков, кладя тонкие и гибкие мазки в соответствии с деталями ландшафта. Точная передача тональностей и анимированная поверхность картины стала отличительной особенностью лучших поздних работ художника. В 1876 году Сислей почти в точности повторил сцену наводнения в Порт-Марли в своей другой картине.
Добавлено описание картины «Городской пляж, Коллиур» Поля Синьяка

2016-05-02
Синьяк первый раз побывал в Коллиуре, средиземноморском городе в восточных Пиренеях, в нескольких километрах от испанской границы. Этот маленький порт стал важным в истории искусства, когда Матиз и Дерен нарисовали там свои лучшие творения в 1905 году. В период с июля по октябрь 1887 года Синьяк нарисовал четыре картины в Коллиуре, которые были показаны в 1888 году в Брюсселе. Эти морские пейзажи были со светлыми тенями, выполнены в мягких тонах. В них нет выраженного голубого оттенка, что является гордостью художников Средиземноморья. Синьяк считал, что оранжевый тон - свет солнца, отраженный со всех сторон, обесцвечивает тени, ослабляет локальные цвета и смывает чистое небо. Все четыре картины автор пронумеровал и назвал опусами, как в музыке, но номера не отражают точного порядка, в котором работы были написаны. На картине представлен скалистый ландшафт, гладкая вода находится вне времени, дома, как цитадели, пляж - все имеет строго геометрические углы, отсутствует зелень. На первом плане расположен большой замок, построенный с XIII по XIV века, когда город входил в состав Арагона. Вдалеке художник изобразил два других памятника XVI века, Форт Сант-Элме на холме и внушительную церковь Доминиканского монастыря в центре композиции. Синьяк намеренно не нарисовал фигуры людей, что дает ощущение спокойствия и вечности.
Добавлено описание картины «Эжен Мане на острове Уайт» Берты Моризо

2016-05-01
Берта Моризо и ее муж Эжен Мане провели свой медовый месяц в городе Каус на севере английского острова Уайт летом 1875 года. В свое время это остров был излюбленным местом отдыха английского высшего общества. Супружеская чета посетила несколько раз город Рай перед тем, как переехать в Лондон. На острове Уайт Берта большую часть своего времени уделяла живописи. Часто она и Эжен покидали гостиницу, брали мольберт и краски и проводили день, любуясь и запечатлевая красоты острова. Иногда художница устанавливала мольберт в номере и рисовала то, что могла видеть из своего окна. Данная работа - это пример того, как Моризо удалось с трудом убедить Эжена позировать ей, глядя в окно. На картине предстает вид из окна на порт Каус, но эта работа - о муже Эжене Мане и маленьком садике перед домом. Автор интересно изобразила оконные стекла и марлевые занавески, чтобы передать их прозрачность. Цветы в саду и на подоконнике добавили яркие пятна, но в основном, Моризо использовала приглушенные серые, синие тона. Эжен сидит спиной, и есть ощущение, что зритель видит мир глазами мужчины. Мимо прогуливаются женщина с ребенком, край оконной рамы проходит через лицо дамы. Моризо сознательно закрыла лицо женщины, чтобы пол определялся по юбке, груди, модной шляпке, подтверждая, что женщина того времени - только пол, бесправное существо.
Добавлено описание картины «Ныряльщик» Гюстава Кайботта

2016-04-23
Картина "Ныряльщик", являющаяся первой в серии работ с пловцами, написана на берегу реки Йер. Пытливый ум и внимательный взгляд художника сумел поймать и запечатлеть бытовую сцену в необычной форме. Сюжет купания, изображенный на полотне, занимателен, происходит в естественной обстановке. По легкому туману можно понять, что действие происходит в начале дня, температура воздуха бодрящая, и требуется теплый халат после купания. Листва на деревьях пышная. Персонаж справа с мокрыми волосами завернулся в халат и отступил в сторону, уступив место для ныряния мужчине в полосатом костюме. Слева крона изогнутого ствола дерева уходит из зоны видимости для зрителя. Согнутая спина пловца параллельна противоположному берегу с густой растительностью. На картине отсутствует небо и линия горизонта, все происходящее заключено в ограниченное пространство. Эта картина является приглашением расслабиться и получить удовольствие от воды.
Добавлено описание картины «Автопортрет в соломенной шляпе» Винсента Ван Гога

2016-04-20
В течение трех лет, прожитых Ван Гогом в Париже вместе с братом Тео, художник создал двадцать два автопортрета. Вероятно, его больше других импрессионистов волновало человеческое лицо, через которое он познавал себя и других людей. В этом более позднем автопортрете можно заметить ухудшающееся здоровье художника. Глубокие тени и жесткий рот характеризуют человека, страдающего от физической и эмоциональной нагрузки. Затравленный и пристальный взгляд синего и зеленого глаз автора взывает о помощи и в то же время отталкивает зрителя. Ван Гог одет в желтую соломенную шляпу и синее крестьянское пальто, соответствующие образу художника. Контраст между ярко-желтой шляпой и бирюзово-зеленым фоном акцентирует внимание на характере художника.
Добавлено описание картины «Городок Вильнев-ла-Гаренн» Альфреда Сислея

2016-04-19
Первоначально названная как "Деревня на берегу Сены", картина "Городок Вильнев-ла-Гаренн" изображает маленький провинциальный городок, часто встречающийся на холстах импрессионистов. Городок, бывший некогда рыбацким поселком, с постройкой железной дороги и мостов быстро разрастается и становится пригородом Парижа, привлекающим парижан для воскресных прогулок. Вид на деревню, запечатленный художником, был сделан с острова Сен-Дени, соединенного с городом мостом. Следуя академическим традициям, Сислей делит композицию на планы: передний, обрамленный деревьями и затененным основанием острова, и задний, создающий впечатление ярко освещенной картины в раме. Меж двух берегов протекает река с замершей посередине лодкой, создавая атмосферу гармонии и безмятежности. Солнечный свет столь мягок и естественен, насколько это возможно воспроизвести.
Добавлено описание картины «Лез-Андели; берег реки» Поля Синьяка

2016-04-18
Из десяти картин, созданных Синьяком летом 1886 года в деревне Лез-Андели, четыре работы были показаны на выставке Салона Независимых 1887 года. В этой картине, как и в других выставочных работах, Синьяк воспроизводит так полюбившиеся ему мотивы Лез-Андели: сверкающая вода с отраженными в ней деревьями и пятнисто-облачное небо. Также можно заметить красные крыши домов, поросший зеленой травой берег реки и далекий замок Шато-Гайар, в котором когда-то жил Ричард Львиное Сердце. В центре картины Синьяк разместил миниатюрную фигуру человека, сидящего на небольшом причале, а на переднем плане - часть пришвартованной лодки. Покой и чувство вечности пронизывают это произведение.
Добавлено описание картины «Сушка белья» Берты Моризо

2016-04-17
"Сушка белья" - один из четырех пейзажей, написанных Моризо в Женвилье после бракосочетания с Эженом Мане. Художница приняла низкий угол обзора и разместила линию горизонта в верхней трети картины, тем самым увеличивая пространство луга. Эта картина отличается от других видов Женвилье своим светом, разнообразием палитры от белых, розовых до голубых тонов. Примененные в коротких мазках, эти цвета пробуждают висящее белье и платья прачек, само присутствие которых придает жизнь данной сцене. Белье служит для отражения проникающего яркого света. Позиционирование забора на переднем плане - великолепный живописный ход художника, который ограждает зрителя от пейзажа и свидетельствует о том, что и автор работает не на открытом воздухе, а из верхнего окна или балкона. Берта любила эту картину и представила ее на выставке 1876 года, где она была куплена коллекционеров Жоржем де Беллио. В 1892 году Моризо одолжила полотно, чтобы представить его на единственной персональной выставке, организованной при ее жизни.
Добавлено описание картины «На мосту Европы» Гюстава Кайботта

2016-04-16
Несмотря на то, что ближайшие друзья художника Ренуар и Моне выступали за свободную манеру письма и яркие цвета, Кайботт предпочитает городские виды со строгими линиями. В данной работе автор ограничился строго приглушенными визуальными средствами, используя монохромные тона, в основном голубые, вызывающие ледяной холод. В левой части картины стоят три мужчины спиной к зрителю. Два персонажа одеты в одинаковые одежды - пальто прямого покроя и цилиндры, что говорит о тенденции жителей городов сливаться друг с другом и терять свою уникальность. Будучи инженером, Кайботт детально изобразил сборные парапеты, балки, заклепки моста. Геометрическая структура моста делит изображение по вертикали на два арочных пролета. Человеческие фигуры расположены свободно, что позволяет избежать жесткой симметрии. Мост Европы расположен рядом с железнодорожным вокзалом Сен-Лазар, между балками виден дым паровозов. Эта работа является продолжением первой картины "Мост Европы" и представляет замечательный кинематографический кадр, фиксирующий данный эпизод через несколько секунд после первой сцены. Кайботт оставил свою подругу из первой картины и восхищается достижением инженерии и промышленности.